Обзор мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях

В апреле 2021 года Центром глобальной ИТ-кооперации подготовлен «Обзор мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях». Партнерами Центра в данном проекте выступили ООО «НЭО Центр Консалтинг» и компания Frost & Sullivan.

Обзор мирового опыта в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях

Обзор содержит анализ современной ситуации в сфере регулирования глобальных цифровых платформ. Представлены политические тенденции и законодательная практика в данной области, сделаны итоговые выводы о характерных проблемах и задачах на перспективу.
Материал рассчитан, прежде всего, на профессиональную аудиторию – управленческое звено профильных организаций, однако представленная информация может быть полезна самому широкому кругу специалистов различных международных организаций, государственных структур, национальных регуляторных и надзорных органов, профессиональных сообществ и ассоциаций, научно-исследовательских организаций, ИТ-компаний и других участников рынка.
В начале работы приводятся подходы к самому понятию «цифровая платформа» (ОЭСР, Еврокомиссия, ЕАЭС, ЮНКТАД).
Далее авторы акцентируют внимание на усилении позиций глобальных цифровых платформ в мире. В 2018 году четверка крупнейших цифровых платформ – Amazon, Apple, Facebook и Google – вытеснила нефтегазовые и телекоммуникационные предприятия из десятки крупнейших мировых компаний по показателю рыночной̆ капитализации. Приводится основная статистика по компаниям Facebook, Google, YouTube, Twitter, Amazon, Apple, Microsoft, WhatsApp, Instagram, WeChat, дан общий анализ глобальных последствий растущего влияния цифровых платформ. Среди многообразия цифровых платформ, основной фокус обзора направлен на вопросы регулирования социальных сетей и цифровых торговых платформ.
В обзоре рассматривается международный диалог по вопросам управления Интернетом и цифровыми платформами, приводятся наиболее крупные инициативы международных организаций, профессиональных и интеграционных объединений, а также ключевые достижения и проблемные зоны в части формирования правовых рамок для обеспечения ответственного поведения глобальных цифровых платформ на мировом и региональных онлайн-рынках. В частности, освещаются инициативы и отдельные инструменты ООН (ЮНКТАД, МСЭ, ВОИС), ЕС, ОЭСР (концепция проекта BEPS 2.0.), корпорации ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), ВТО, АСЕАН, Форума «Азия-Европа» (ASEM).
Один из разделов обзора раскрывает современные аспекты использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в деятельности цифровых платформ. Сегодня системы ИИ в Интернет-индустрии позволяют осуществлять таргетированный подбор рекламы, размещать в рекомендациях наиболее маржинальный для продавца товар, предоставлять доступ к информации о привычках пользователя платформ, его образе жизни, статусе, достатке, взглядах на разные аспекты жизни. Раздел также раскрывает ключевые вопросы, стоящие перед участниками цифровой экономики в области разработки и использования ИИ в перспективе ближайших нескольких лет.
Значительная часть исследования посвящена анализу политики, механизмов управления и характерным особенностям законодательства в следующих юрисдикциях: Россия, Германия, Франция, Турция, Великобритания, США, Бразилия, Япония, Китай, Южная Корея, Индия. Применительно к этим странам рассмотрены аспекты:
•      обзор ключевых игроков на рынке со стороны государства и бизнеса (законодательные и надзорные органы, другие профильные органы власти и организации, крупнейшие компании и платформы);
•    национальные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие Интернет и затрагивающие деятельность цифровых платформ, включая:
- антимонопольное и налоговое законодательство,
- законы о защите прав потребителей в электронной торговле,
- инструменты в области защиты персональных данных пользователей,
- меры, обязывающие цифровые платформы открывать официальные представительства в национальных юрисдикциях.
•    бизнес-стратегии цифровых платформ на территории указанных стран;
•    проблемные вопросы и практики взаимодействия участников онлайн-рынка, включая экономические и политические эффекты.
В рамках исследования выявлены области, где наиболее остро назрела необходимость изменений для комплексного и сбалансированного решения вопросов управления и регулирования, показаны некоторые значимые примеры негативных последствий доминирования цифровых платформ в отдельных сегментах онлайн-рынка.
В заключение приведены ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ

1.    В условиях технологической революции и общего процесса глобализации цифровые платформы становятся важным инструментом экономики, политики и социальных преобразований, они оказывают существенное влияние на общее цивилизационное развитие. Исходя из этого, формирующиеся сейчас подходы и нормы регулирования цифровых платформ будут иметь важнейшее значение на глобальном и национальном уровнях, во многом будут определять уклад жизни социума и контуры нового миропорядка в условиях цифрового общества.


2.    Регулирование деятельности цифровых торговых платформ, социальных сетей, других масштабных платформенных решений затрагивает целый комплекс вопросов в сфере ИКТ, развития информационного пространства, инфраструктуры и ПО, управления данными. С учетом активного применения в Интернет-технологиях компонентов искусственного интеллекта (ИИ) отдельную сложность представляет реализация на техническом уровне механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека, а также предоставления пользователям гарантий справедливости, непредвзятости и равного доступа к информации.

Сегодня, когда более половины населения в мире являются пользователями цифровых платформ, медиа- и соцсетей, вопрос о регулировании деятельности цифровых гигантов становится все более комплексным и одновременно чувствительным в контексте разнонаправленных политик управления и повесток правительств. При этом разнообразие цифровых платформ создает дополнительные сложности разработки моделей и подходов к их регулированию и выявлению воздействия цифровых платформ на экономику.  Отсутствие согласованных типологий и классификаций платформ представляет собой дополнительные сложности для регуляторов, как например, в случае определения рыночной власти антимонопольными органами или территориальной связи - налоговыми органами.

Согласно отчету ЮНКТАД «Цифровая экономика 2019», в цифровую эпоху основными движущими силами создания стоимости являются цифровые данные и платформизация. По этой причине для определения воздействия цифровых платформ на экономику важно понимание взаимодействия этих двух трендов и их влияния на создание стоимости и распределение прибыли. Например, в краткосрочной перспективе предлагается совместно с бизнесом сфокусироваться на совершенствовании норм регулирования на стыке онлайн и офлайн бизнес-моделей при их взаимодействии (например, в электронной торговле).  Также ведется разработка показателей, отражающих влияние цифровых платформ на общественные интересы, и в свою очередь воздействия государства на эти процессы.

3.    В современных условиях при выработке правительствами моделей регулирования цифровых платформ наиболее важными факторами являются:
- развитие и защита национальных экономических рынков,
- обеспечение цифрового суверенитета и технологической независимости,
- социальная стабильность и поддержка гражданами внутренних политических реформ,
- обеспечение прав и свобод граждан, включая вопросы приватности, неприкосновенности частной жизни.

4.     Можно констатировать, что на данном этапе в процессе формирования «правил игры», определяющей является роль крупнейших транснациональных цифровых платформ, а также корпораций-гигантов из США и Китая. Соответствующие стандарты и нормы поведения во многом определяются цифровыми ТНК, которые начинают превосходить по своему экономическому влиянию углеводородные мегакорпорации. На сегодняшний день Amazon, Google, Apple и Microsoft формируют четверку самых дорогих компаний мира с совокупной выручкой более 900 млрд долларов США  по итогам 2019 года (для сравнения: бюджет России на 2019 год составил около 309 млрд долларов США).

5.    Страновые практики в 11-ти рассмотренных государствах и анализ современных тенденций свидетельствует о наличии ряда проблемных зон, связанных с полномасштабным проникновением цифровых платформ в национальные юрисдикции. К таким проблемам, в частности, можно отнести:

•    Урегулирование вопросов налоговой политики применительно к деятельности цифровых платформ, гармонизация налогового и общего законодательного ландшафта с целью защиты национальных рынков (пока присутствует налоговая уязвимость стран; цифровые платформы во многих случаях предлагают пользователям нематериальный продукт или услугу, которая не может быть адекватно обложена налогом; уровень развития ИКТ позволяет транснациональным компаниям вести свой бизнес из любой точки мира, как следствие платформы базируются в странах с наиболее низкими налоговыми ставками, что позволяет международным корпорациям получить дополнительную прибыль.
•    Полномочия по управлению и регулированию цифровых платформ делегируются различным структурам; межведомственное взаимодействие недостаточно эффективно; регулирующие меры и другие действия принимаются только в поле компетенции того или иного органа.
•    Отсутствие единой процедуры отстаивания национального цифрового суверенитета страны, в том числе, проблема защиты персональных данных пользователей. Разбалансированность и фрагментарность методов протекционной политики в отношении правовой юрисдикции и национального рынка.
•    Обеспечение баланса присутствия на национальных рынках транснациональных и локальных цифровых платформ; создание условий для “взращивания” национальных цифровых гигантов, способных конкурировать с транснациональными компаниями.
•    Отсутствует регламентированный механизм разрешения споров при взаимодействии государства (национального Правительства) с транснациональной или зарубежной цифровой платформой.
•    Сложность мониторинга властями всех форм влияния и возможного манипулирования национальной аудиторией.
•    Вопросы подготовки высококвалифицированных кадров и развитие человеческих компетенций в области цифровой экономики, включая вопросы международного права и налогообложения применительно к цифровизации.

6.    Международный диалог и попытки поиска подходов к систематизации и гармонизации глобальной регуляторной политики идет на площадках ООН в рамках Форума по управлению Интернет и Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Предметные вопросы развития и безопасности сквозных цифровых технологий, которые оказывают непосредственное влияние на цифровые платформы, обсуждаются практически во всех ведущих международных организациях и форумах. В ряде случаев такой диалог сразу на множестве площадок не носит должной системности. Зоны ответственности организаций объективно становятся взаимно перекрестными, при этом не всегда обеспечивается координация и симметричность позиций и решений.

      В этих условиях все более актуальным становится разработка сбалансированных международных рамок для деятельности цифровых гигантов и в целом для поведения акторов в цифровом информационном пространстве. В условиях обостряющейся экономической и геополитической конкуренции стран достижение такого всеобъемлющего соглашения, вероятно, будет сталкиваться со значительными трудностями ввиду технологического и социокультурного различия стран. Формирующиеся в странах модели регулирования уже сейчас в ряде аспектов имеют свои особенности и специфику, что также может создать проблемы для дальнейшего согласования инструментов международного охвата.
     Несмотря на это, пошаговый поиск глобального консенсуса мог бы быть начат, исходя из определения зон с наибольшим риском для общества и наиболее вероятным ущербом для национальных экономик. Такие “точки соприкосновения” для последующей разработки практических договоренностей могли бы быть найдены в гармонизации налогообложения и в создании условий честной конкуренции (экономический блок первостепенных задач). В блоке вопросов обеспечения цифрового суверенитета государств и защиты интересов граждан, целесообразно оттолкнуться от уже накопленного фактического материала и статистики, демонстрирующей наиболее критичные для стран проблемы, прежде всего связанные с присутствием в Интернете деструктивного, противоправного контента. По мере совершенствования практических механизмов разрешения споров круг таких вопросов мог бы быть расширен.

Похожие проекты

11 российский форум по управлению Интернетом (RIGF 2021)

11 российский форум по управлению Интернетом (RIGF 2021)

RIGF 2021 состоялся 7-9 апреля 2021 г. на площадке ЦВК "Экспоцентр". Форум прошел в гибридном формате: спикеры выступали как "вживую", лично присутствуя на площадке проведения Форума, так и онлайн, связываясь с площадкой в онлайн-режиме.

Молодежный форум по управлению Интернетом (Youth RIGF 2021)

Молодежный форум по управлению Интернетом (Youth RIGF 2021)

Молодежный форум по управлению Интернетом (Youth RIGF) - мероприятие, на котором впервые в России студенты становятся полноправными участниками дискуссии.  Благодаря запуску молодёжной инициативы их мнения будут озвучены и учтены. Форум соберет 200 молодых участников в возрасте от 18 до 30 лет, заинтересованных в сфере информационных технологий.