Интернет вне политики: почему просьбы об отключении России от Сети опасны для мира

Интернет вне политики: почему просьбы об отключении России от Сети опасны для мира

О возможности отключения Интернета и последствиях

Интернет вне политики: почему просьбы об отключении России от Сети опасны для мира

28 февраля 2022 года заместитель премьер-министра – министр цифровой трансформации Украины Михаил Фёдоров отправил необычное письмо в ICANN, международную некоммерческую организацию (InternetCorporation for Assigned Names and Numbers, штаб-квартира в США), которая занимается вопросами, связанными с распределением доменных имен и IP-адресов во всем мире и прочими техническими аспектами функционирования Интернета. Из письма следует, что из-за «развязывания полноценной войны России против Украины» Киев просит отключить нашу страну от Интернета, причём полностью, ради «борьбы с дезинформацией» и чтобы люди использовали другие домены для поиска истины. Но у ICANN таких полномочий нет, да и если бы были, то в ответном письме организация объяснила, почему именно она не стала бы это делать. 

Во-первых, Интернет создали для того, чтобы у любого человека на Земле был к нему доступ, вне зависимости от политических и иных предпочтений. Отключение кого-либо от сети противоречит идее свободного Интернета, активно продвигаемой самой ICANN. Интернет - слишком взаимосвязанная экосистема, и создать «блокаду», полностью исключить какую-либо страну из нее просто не получится. В глобальном смысле лишение доступа в Интернет фактически может быть приравнено к нарушению прав человека.

Во-вторых, корневые серверы DNS, которые просит отключить Украина, связаны между собой. Нет сервера, который контролировал бы отдельную страну. То есть гипотетическое отключение даже одного из них повлечет за собой отключение целого ряда стран. 

В-третьих, выверенный статус-кво не предусматривает, чтобы ICANN предпринимала односторонние действия по отключению каких-либо доменов по чьему-либо запросу (а Украина просит это сделать для всех доменов, зарегистрированных в России). Такое изменение процесса имело бы разрушительные и необратимые последствия для доверия к глобальной системе. Как следует из письма ICANN, «только благодаря широкому и беспрепятственному доступу в Интернет граждане могут получать достоверную информацию и разнообразие точек зрения».

В-четвертых, сертификаты безопасности у ICANN отобрать тоже не получится: они выдаются независимыми операторами (хотя некоторые, например, прекратили работу в России, впрочем, передав сайты другим операторам). 

Однако на этом письма не закончились. Вторая подобная просьба была отправлена в RIPE NCC, один из пяти региональных интернет-регистраторов, выполняющих распределение Интернет-ресурсов, а также связанную с этим регистрацию и координацию деятельности, направленную на глобальную поддержку функционирования Интернета. Впрочем, организация, которая, по факту является ассоциацией с членскими взносами, ещё 28 февраля одобрила резолюцию о предоставлении критически важных услуг своим членам в различных географических и политических регионах, где заявила, что никакие политические и военные споры не должны влиять на возможность вести коммуникации.

Получается, что обе организации прямо заявили о своей нейтральности в интересах поддержания работы глобальной Сети при любых возможных конфликтах, указав что они будут делать всё, чтобы не допустить дискриминации пользователей вне зависимости от того, где они живут, и что происходит в мире. В конце концов, для них самих это невыгодно, ведь «отключение» не только может подорвать доверие к этим организациям со стороны других стран и обычных пользователей, но и противоречит их собственной политике в отношении свободы слова. И здесь явно маячит угроза фрагментации Интернета, в парадигме которой ICANN просто теряет свою власть.

Вопрос о том, кому можно пользоваться Интернетом, а кому – нельзя, поднимает гораздо более сложную проблему – взаимосвязанности. Как оказалось, «культура отмены» так популярная на Западе, слишком опасна для свободного Интернета. У которого просто не может и не должно быть «рубильника». 


Другие новости