Безопасный цифровой мир для детей

Безопасный цифровой мир для детей

2 декабря 2022 г. в заключительный день работы Форума по управлению Интернетом в рамках тематического трека «Соединение всех людей и защита прав человека» состоялось две сессии, посвящённые вопросу детей, «Создание безопасного и надежного цифрового мира для всех детей» (Building a safe & trustworthy digital world for all children) и «Конфиденциальность детей и EdTech-приложения» (Addressing children’s privacy and edtech apps).

Безопасный цифровой мир для детей

В сессии о построении надежного цифрового мира для детей приняли участие представители Международной торговой палаты, ICC Basis, ОЭСР, ЮНИСЕФ, Амазон, Girlhype Coders Academy и др.

В ходе данной дискуссии были затронуты различные аспекты обеспечения полноценного и равноправного доступа детей к цифровым медиа, создания безопасной и достойной доверия онлайн-среды для детей, а также обязанности различных групп заинтересованных сторон по созданию такой среды. Наличие операционных навыков, умения пользоваться компьютером, планшетом, способности эффективно общаться в Интернете, это то, что нужно развивать у детей с самого раннего возраста. Но система образования не может сделать это в одиночку, так как учителя не всегда обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Поэтому к проблеме необходимо привлекать специалистов из бизнеса или организаций гражданского общества, разбирающихся в цифровых технологиях, с целью реализации программ по повышению цифровой грамотности.

В ходе дискуссии было предложено поощрять «партнерство» между заинтересованными сторонами, которые разрабатывают или внедряют эти продукты, услуги или проекты, привлекать семьи, воспитателей, учителей и самих детей, а также усиливать роль бизнеса в разработке и осуществлении этих важных мер для безопасной, заслуживающей доверия и привлекательной онлайн-среды для детей. Также спикерами была отмечена необходимость создания пространств, где не только платформы, но и контент, регулирование и родительский контроль в этих пространствах были бы ориентированными и безопасными для детей.

Аналитик Центра глобальной ИТ-кооперации Татьяна Курбатова отметила, что компании, работающие в цифровой среде с детской аудиторией, должны нести ответственность за нарушения и инциденты в сети. Это должно быть закреплено законодательно. В целях профилактики нарушений утечки персональных данных и прочего все игроки рынка должны осознавать необходимость взаимодействия с правоохранительными институтами и общественными организациями в целях поиска своевременных средств и методов повышения безопасности детей в цифровом пространстве.

На сессии «Конфиденциальность детей и EdTech-приложения» спикерами было отмечено, что большинство образовательных технологий и платформ собирают данные об учащихся и ​​продают их брокерам данных. Во время пандемии эта тенденция только усилилась, когда правительства и учебные заведения по всему миру принимали стратегии дистанционного обучения для всех учащихся, включая детей. Одновременно многие инициативы стран во время пандемии ввели право детей на полное образование и право на обработку их данных. При этом непрозрачные и прибыльные методы обработки данных объясняются тем, что право детей на образование захватывается вредоносными технологиями.

Бизнес-модели баз данных, принятые большинством цифровых платформ «подпитывается» индустрией образовательных технологий с тем, чтобы продавать рекламу, а также отображать платформы. Это способствует тому, что дети все больше времени удерживаются онлайн, чтобы собирать о них больше данных, и в итоге целевой контент получается более точным.

Так, например, в недавнем исследование Human Rights Watch, которое охватывало 49 самых густонаселенных стран мира, т.е. большинство детей в мире, которые имели некоторый доступ к Интернету и устройствам, показало, что 48 из 49 стран санкционировало использование по крайней мере одного продукта онлайн-обучения, который следил за детьми онлайн во внеурочное время. Результаты исследования доказывают, что большинство продуктов отправляли личную и конфиденциальную информацию детей рекламным компаниям. Эти компании анализируют такие данные, чтобы угадать, кем может быть ребенок, предсказать, что он может делать дальше, и, что особенно важно, как на него можно повлиять.

Татьяна Курбатова подчеркнула, что открытым остается вопрос не только как обеспечить доступность технологических решений для детей, чтобы они могли получить контента и информацию, но и как обеспечить доступность, средств защиты детской аудитории, приложений родительского контроля. Меры поощрения для компаний/платформ, бесплатно внедряющих в своей экосистеме подобные инструменты могли бы стать таким решением. Также следует стимулировать технологические компании, ведущие успешные НИОКР в области защиты аппаратных средств, программного обеспечения, новых средств и методов выявления и локализации компьютерных угроз и угроз в области кибербезопасности.

По результатам дискуссии участники еще раз подчеркнули необходимость принятия правительствами законов о защите данных детей, потому что ребенок, родитель или учитель не обязаны знать, как защитить себя, но именно правительства должны нести ответственность за то, как сами правительства и бизнес обращаются с конфиденциальностью детей, и, в конечном итоге, за их защиту в Интернете.


Другие новости