22 мая 2024

Вопросы развития цифрового пространства в рамках новых задач в области исторического просвещения

Роман Шамраев, эксперт-аналитик

8 мая 2024 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Документ опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации.

Согласно Указу, научное историческое знание и образование являются основой исторического просвещения в России. Осуществление государственной политики в данной области призвано упрочить общероссийскую гражданскую идентичность на основе присущей российскому обществу системы ценностей, любовь к Родине, сопричастность к истории России и уважение к предкам, способствовать усилению сплоченности российского общества. 

Значимое место в реализации данной политики отведено просветительской деятельности в цифровом пространстве. Так, в числе общих задач отмечено создание произведений Интернет-продукции и цифрового творчества на тему истории России, населяющих её народов, их культурного и языкового наследия. Кроме того, Президент поручил создать единую цифровую платформу с доступом к учебным материалам и методическим рекомендациям по истории России, в том числе для образовательных организаций за границей. С цифровыми проектами связано также и упомянутое в Указе совершенствование форм и методов исторического образования и патриотического воспитания, повышение эффективности деятельности образовательных и просветительских организаций. 

Выполнение данных поручений во многом будет зависеть от усилий всех акторов в сфере развития цифровых проектов России - государственных компаний, бизнеса, научного сообщества, включая широкий круг научно-исследовательских центров развития, экспертных сообществ, общественных организаций.

Какие конкретные меры могут быть предприняты участниками в цифровой среде? Как представляется, это прежде всего продуманная, научно-обоснованная цифровизация образовательного процесса, популяризация патриотического контента посредством сети Интернет, видеохостингов, подкастов, мобильных приложений, а также сотрудничество с отечественными ИТ-операторами, привлечение к воспитательной работе крупнейших ИТ-платформ России (VK, Яндекс, 1C, Rutube, RuStore и др.) Цифровизация затрагивает и деятельность библиотек по обновлению и сохранению литературных фондов и исторического наследия, поскольку непосредственно связана с процессом их оцифровки и размещения на соответствующих Интернет-ресурсах. Например, функция по агрегации и распространению научно-исследовательских материалов в Сети может быть возложена на координаторов проекта «РУВИКИ», призванного стать отечественной альтернативой Википедии. Это должно способствовать выполнению обозначенных в Указе задач по замене иностранных Интернет-платформ отечественными аналогами и развитию электронных библиотек и цифровых фондов исторической памяти.

Косвенно тема цифровизации прослеживается и в задачах по развитию научной базы исторического просвещения. Отмеченная в Указе отечественная система мониторинга публикаций в сфере социально-гуманитарных наук, основой которой должны стать независимые от зарубежных рейтингов отечественные показатели, уже имеет неплохой задел и фундамент в лице Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), а также портала Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Эти ресурсы должны стать престижными и повысить авторитет не только в России, но и на пространстве СНГ. В ряде аспектов данные алгоритмы мониторинга и система публикаций и цитирования требуют дополнительного совершенствования. В этой связи целесообразно объединить усилия администраторов этих площадок, отечественного академического сообщества и авторов публикаций по улучшению пользовательского опыта и минимизации временных и процессуальных издержек при размещении и распространении материалов.

Не была обойдена вниманием Президента и тема компьютерных игр. В частности, глава государства дал распоряжение разработать механизмы контроля и допуска на российский рынок продукции игровой индустрии, а также их проверки на предмет соответствия целям Указа. В данном контексте важно качественно встроитьинструменты мониторинга компьютерных игр в единую национальную систему защиты цифрового пространства, которая в т. ч. включает в себя меры по противодействию фейкам, дезинформации и другим материалам, дискредитирующим место и роль России в мировом пространстве, её культуру, историю и традиции. Общий анализ структуры, ключевые тренды развития рынка компьютерных игр и отдельные рекомендации по регулированию данной сферы представлены в обзоре Центра глобальной ИТ-кооперации «Компьютерные игры: значимые аспекты развития», а также в «Обзоре международного опыта регулирования оборота компьютерных игр».  

Для реализации Указа в стране создается межведомственная комиссия по историческому просвещению. Новый орган призван контролировать процесс исполнения положений Указа и ежегодно представлять главе государства доклад о проделанной работе. Вопросы по данному направлению государственной политики будут рассматриваться на заседаниях Совета безопасности и Государственного совета России по решению Президента.

Таким образом, новый Указ Президента закрепляет цифровую среду в качестве важного элемента в системе исторического просвещения и патриотического воспитания общества. В первую очередь данный фактор будет иметь ключевое значение для формирования позитивного образа Родины в сознании детей и молодежи. В этой связи требуется совершенствовать существующие и создавать новые действительно популярные и востребованные площадки по распространению как образовательного, так и развлекательного контента, способствующего выполнению поставленных Президентом задач. Особое внимание следует уделить игровой индустрии, зачастую именно гейминг оказывает серьезное влияние на мировоззрение юного поколения, при этом на рынке компьютерных игр доминируют продукты, пропагандирующие западные культурные ценности и нарративы. Желательно не только разработать и внедрить эффективные инструменты цифрового просвещения, но и формировать и поддерживать на общенациональном уровне устойчивый когнитивный иммунитет к фейкам, дезинформации и злонамеренному, диструктивному информационному воздействию в киберпространстве. Это потребует здравых и свежих идей, скоординированной политики и добровольного, заинтересованного участия всего общества. В этом смысле целесообразно наладить продуктивную координацию действий политиков, ученых, юристов, инженеров и представителей самых разных слоев общества, ведь сегодняшнее информационное пространство это сложный механизм, это пространство коммуникации, дискуссий, противоречий, а порой и поле борьбы взглядов и острого политического и мировоззренческого противостояния. 

статьи аналитика

Похожие статьи

Маркетплейс российских цифровых решений представили на ПМЭФ
11 июня 2024

Маркетплейс российских цифровых решений представили на ПМЭФ

8 июня состоялся ИТ-завтрак «Инновационная экономика: от цифры к данным, от технологического суверенитета ...

Мягкое регулирование и стандартизация – основа будущего ИИ в России
7 июня 2024

Мягкое регулирование и стандартизация – основа будущего ИИ в России

Директор Центра глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко выступил в сессии «Международный и национальный опыт...

Напишите нам

Если есть вопросы и предложения о сотрудничестве, будем рады ответить вам!