В дискуссии приняли участие руководитель по развитию e-legion Михаил Тринога, директор по развитию «СИТИК Телеком СПС» Румия Рахимова, управляющий партнер консалтингового агентства «Синорусс консалтинг» Анастасия Валова. Модератором выступил директор Центра Вадим Глущенко.
Китайский и российский бизнес в настоящее время активно сотрудничают, в том числе, в ИТ-сфере и стремятся к углублению этого взаимодействия, а также способствуют активному расширению взаимовыгодного отраслевого партнерства, внося вклад в развитие цифрового сектора экономики. На примере своего уникального опыта взаимодействия с бизнес-партнерами из Поднебесной спикеры обсудили особенности сотрудничества российских и китайских предприятий.
Михаил Тринога рассказал о разнице восприятия цифровых продуктов российским и китайским пользователем. Он обратил внимание, что для выхода на китайский рынок нужно понимать, как выглядят китайские сайты и как китайцы воспринимают текст. Без адаптации продукт не наберет популярность, так как пользователи просто не поймут принцип работы приложения или сайта. Еще одна особенность – необходимость иметь дублер сайта в китайском супераппе WeChat, где происходят всевозможные бизнес-процессы. Появившись на рынке как мессенджер, WeChat теперь неотделимая часть жизни любого китайца, так как он совмещает в себе все приложения сразу: от заказа еды и отелей до платежного инструмента.
Румия Рахимова в своем выступлении объяснила, почему рынок Азиатско-Тихоокеанского региона настолько притягивает иностранных игроков. Причины среди прочего в высокой покупательной способности, роста численности населения, а также в возможности дешевой и качественной локализации производства. Однако есть и барьеры, такие как высокая конкуренция, языковые и ментальные особенности, а также трудности с выполнением требований регуляторов для работы на азиатских рынках. «Бесспорно, Китай - это “Эльдорадо” для бизнеса, учитывая емкость рынка и высокий платежеспособный спрос населения. Прогнозируют, что через десять лет численность миллионеров в Китае увеличится вдвое – с 5 до 10 миллионов человек. Но, с другой стороны, чтобы быть успешным на рынке необходимо не только хорошо понимать, с каким продуктом нужно выходить и как его продавать, но и удостовериться, что бизнес-процессы выстроены в соответствии с местным законодательством. Например, ИКТ-инфраструктура Китая закрыта от внешнего мира, поэтому особенно жесткие требования предъявляются к защите персональных данных, а также доступу в сеть интернет», - заключила она.
О юридических особенностях работы с Китаем рассказала Анастасия Валова. Например, нужно учитывать, что для выхода любого бизнеса на китайский рынок необходимо иметь посредника уже внутри Китая, который будет иметь все необходимые лицензии на руках. Однако, таких посредников нужно проверять, так как распространено мошенничество и поэтому лучше выбирать компании из списка подтвержденных. Она также рассказала о принципе «чабудо» - что значит «такое тоже подойдет» - который распространен в Китае. «Чтобы получить то, что вы хотите, нужно четко объяснить запросы, потому что иначе можно получить «примерно то же самое», например, белую вазу с синими цветами, хотя вы просили черную вазу с красными, так как для китайцев не так важны детали, как нам кажется», - отметила она.
Подводя итоги, Вадим Глущенко отметил, что несмотря на различия в менталитете и подходах к ведению бизнеса, у России и Китая есть много точек соприкосновения и отличные шансы стать успешными бизнес-партнерами, в том числе в ИТ-сфере.