В дискуссии приняли участие Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин; старший сотрудник по управлению и государственной службе Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН Вай Мин Квок; член комитета Государственной Думы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин; директор Центра глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко; заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов; первый заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин; заместитель генерального прокурора Российской Федерации Петр Городов и начальник отдела социологии АНО «Диалог» Елена Удалова. Модератором сессии выступил заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Дмитрий Горностаев.
Низкий уровень безопасного поведения в Интернете среди россиян и выросший за последнее время запрос общества на обучение цифровой грамотности выявило исследование «Диалога» в рамках Индекса готовности общества к цифровизации, который был анонсирован генеральным директором АНО «Диалог» Алексеем Гореславским в прошлом году на IGF и представлен начальником отдела социологии АНО «Диалог» Еленой Удаловой в этом году на ВЭФ. Россия на 27 месте среди 51 исследованной страны по уровню готовности общества к процессам цифровизации.
«В настоящее время отмечается определённый уровень недоверия к цифровым платформам, и это неудивительно», - отметил директор Центра глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко. – «На наших с вами глазах они превратились в глобальные транснациональные монополии с размером капитализации, сопоставимым с ВВП развитых стран. Из ярких примеров: в 2019 году совокупная капитализация первой пятерки цифрогигантов – Amazon, Apple, Facebook, Alphabet и Microsoft – составила более 7 трлн долларов, что больше, чем ВВП Германии (4,6 трлн долларов). В этих условиях наблюдается тенденция по ужесточению контроля за их деятельностью. Такие меры направлены на борьбу с их монопольным положением на национальных рынках, противодействие непрозрачной и предвзятой модерации ими информационного контента, защиту персональных данных пользователей». В этом плане стоит отметить, что проведенный Центром глобальной ИТ-кооперации обзор опыта зарубежных стран в сфере регулирования техногигантов показал, что многие государства предпринимают такие меры, чтобы обеспечить соблюдение этими платформами национального законодательства, особенно, если они получают прибыль в этом государстве.
Среди основных недобросовестных практик цифровых платформ, с которыми стоит бороться, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов назвал манипулирование информацией (то есть предоставление той информации, которая выгодна цифровой платформе), навязывание дополнительных товаров и услуг, предоставление преимущества собственным сервисам, включение общих и расплывчатых формулировок в правила деятельности сервиса и ограничения самостоятельности действий пользователей платформы, включая продавцов и покупателей.
Член комитета Государственной Думы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин уверен, что преимущество во взаимодействии между цифровыми платформами и государствами будет оставаться у последних, так как вся инфраструктура, в том числе серверы и линии связи, расположена именно на «оффлайн»-территории. Именно поэтому у государств есть все моральное право требовать у цифровых платформ соблюдения национального законодательства. «По своей сути, закон о «приземлении» является как раз антимонопольным. Мы хотим, чтобы иностранные цифровые платформы с высокой долей российских пользователей, имели здесь юридические лица. Никто не заставляет строить здесь огромные офисы. Государство не заинтересовано ни в блокировке, ни в ограничении онлайн-ресурсов. Мы заинтересованы в другом – в создании равных условий для всех игроков рынка, в прозрачности, в безопасности наших граждан, в беспрекословном соблюдении прав наших граждан иностранными площадками», - заключил Антон Горелкин.
Экосистемы и цифровые платформы – это больше добро, чем зло, так как позволяет удовлетворить максимальное количество наших потребностей за минимальное количество времени, к этому выводу пришел замминистра цифрового развития Максим Паршин. Он также отметил инициативы ОЭСР, где предложили ввести глобальный цифровой налог, что сможет выровнять условия ведения бизнеса как для глобальных, так и для национальных цифровых платформ. «У нас есть собственные конкурентоспособные платформы и экосистемы, которые на нашем рынке без какого-либо давления со стороны государства успешно конкурируют с глобальными гигантами. Нам, главное, дополнительными мерами регулирования не разрушить этот баланс, мы не должны вводить какое-то регулирование, которое ударит в первую очередь по отечественным игрокам рынка, этого нужно избежать! Мы говорим о выравнивании условий ведения бизнеса. Ведь, например, если посмотреть на эффективную налоговую ставку глобальных гигантов и российских компаний, у нас будет в несколько раз выше», - заметил Максим Паршин.
Восточный экономический форум проходит 2-4 сентября на площадке Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Основная тема форума в этом году – новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире.