Узбекистан сегодня выступает одним из наиболее динамично развивающихся государств Средней Азии в части интеграции цифровых технологий в разнообразные сферы общественной жизни.
Цифровая трансформация определена руководством республики в качестве одного из приоритетов национального развития. Основой цифровизации страны выступает Национальная стратегия «Цифровой Узбекистан-2030», утвержденная в 2020 году. Данный документ предусматривает переход к цифровой экономике за счет внедрения инноваций и цифровой инфраструктуры, включая электронное правительство, новые системы безопасности, а также инвестиции в человеческий капитал. При этом важно отметить, что в качестве ключевых треков цифровизации были избраны концепция «умных городов», совершенствование энергетического кластера, а также интенсивное продвижение ИТ-мероприятий и площадок на территории Узбекистана для привлечения зарубежных инвестиций и партнеров.
Некоторые показатели, имеющие значение для выстраивания сотрудничества с Узбекистаном в сфере ИКТ (данные Минпромторга России):
-
Доля валовой добавленной стоимости ИКТ в ВВП в 2022 году превысила значение 2018 года и достигла почти 2%;
-
Экспорт ИКТ услуг существенно превышает экспорт ИКТ товаров (более 300 млн против 240 млн по данным 2022 года);
-
Объем рынка ИКТ услуг Узбекистана за период с 2018 по 2022 год вырос почти в 2,5 раза. К 2027 году прогнозируется рост до $2,836 млрд (среднегодовой рост – 16%);
-
По прогнозам, рынок программного обеспечения к 2027 году достигнет объемов в $925 млн (среднегодовой рост – 15%);
-
Стремительно развивается рынок центров обработки данных – в 2027 году прогнозируется совокупный объем в $335 млн (среднегодовой рост – 9%).
Достижения Узбекистана в рейтингах цифровизации:
-
Согласно Индексу качества GovTech, в секторе государственных услуг Узбекистан занял 43 место в мире в 2023 году, поднявшись на 37 позиций с 2020 года, и вошел в группу А, включающую в себя такие страны как Бразилия, Республика Корея и Саудовская Аравия.
-
По итогам 2024 года рейтинга электронного правительства (Е-government Survey), проводимого ООН каждые 2 года, Узбекистан занимает 63 позицию в мире и входит в число стран с «очень высоким уровнем развития».
-
В рейтинге Индекса готовности правительства к искусственному интеллекту (Government Artificial Intelligence Readiness Index), разработанном британской организацией Oxford Insights, Узбекистан поднялся с 158-ого в 2019 году на 79-ое место в 2023 году.
-
В глобальном Индексе телекоммуникационной инфраструктуры (TII) МСЭ Узбекистан фигурирует как страна с высоким уровнем TII. Также республика занимает 19-е место из 220 стран по стоимости широкополосного интернета.[1]
«Умные города» Узбекистана
В Узбекистане с 2019 года постановлением правительства активно реализуется концепция «Умный город». Инициатива выступает одним из ключевых пунктов стратегии «Цифровой Узбекистан-2030». Цель проекта — создать современную инженерно-коммуникационную инфраструктуру в городах, обеспечить устойчивый рост качества жизни и формирование комфортной городской среды для жителей и гостей, благоприятные условия ведения предпринимательской деятельности.
Концепция реализуется в четыре этапа:
-
2019−2021 годы — формирование профиля территории, оценка существующей инфраструктуры;
-
2022−2024 годы — разработка стратегии внедрения концепции;
-
2025−2027 годы — планирование, бюджетирование, прогноз эффективности;
-
2028−2030 годы — внедрение и оценка эффективности. [2]
Некоторые элементы концепции:
— «Умный транспорт». Автоматизированная система управления дорожным движением и мониторинга дорожных потоков, система информирования участников движения о дорожных условиях и графике движения общественного транспорта, городская платформа интернета вещей и технология —«Умный паркинг», система электронных платежей за пользование транспортом и дорогами, геоинформационные технологии и навигация. В столице республики Ташкенте работает проект Visiology и Геоинтеллекта – ГИС «ГРАФИТ», которая в привязке к цифровой карте высокой четкости предоставляет пользователям адресный реестр для поиска объектов, модуль учета ДТП, урбанистический модуль для работы с показателями комфортности города, модуль отображения транспорта в городе в реальном времени, интерактивную карту мобильности людей и другие элементы.[3]
— «Умное образование». Образовательные системы на базе ИИ с возможностью тестирования учащихся, дистанционное образование и электронное обучение, электронные журналы на всех уровнях образования, интеграция онлайн- и оффлайн-методик, технологии адаптивного и мобильного обучения.
— «Умная медицина» — единая платформа биомедицинских данных пациентов, ведение сетевых медкарт, удаленная диагностика, система удаленного мониторинга состояния здоровья человека на основе медицинского интернета вещей и мобильных приложений, виртуальные диспансеризация и больничное обслуживание, электронные рецепты, медпомощь на дому с использованием телеметрии, научно-доказательная медицина, оплата услуг на основе результатов лечения, технологии искусственного интеллекта для анализа медицинских данных и прогнозирования заболеваемости.
— «Умный хокимият». Система взаимодействия жителей города и представителей исполнительной власти, информационная открытость городской администрации, актуальная документация стратегического планирования города, электронное удостоверение личности, муниципальные мобильные приложения, система оплаты местных налогов и сборов.
— «Умная махалля». Отлаженная работа интернет-сервисов для вызова и оплаты такси, наличие сети заправочных станций для электромобилей, услуги каршеринга, доступность данных о рынке труда и участие общественности в устранении последствий несанкционированного выброса мусора.
Элементы «умного города» развиваются не только в Ташкенте, но и других крупных городах республики - Самарканде, Бухаре, Хиве. В частности, реализуются проекты «Безопасный регион» и «Безопасный туризм». Для путешественников определяют объекты, которые необходимо оснастить камерами видеонаблюдения или сделать оцифровку достопримечательностей, а также в перспективе «интегрировать» их с другими электронными сервисами, сформировав «Интернет туристических мест».
Медтех и телемедицина в Узбекистане
В настоящий момент реализуется стратегия цифровизации сферы здравоохранения на 2021–2025 годы. Её цель — разработать, совершенствовать и внедрить информационные системы в сфере здравоохранения, а также развить информационные коммуникации и технологическую инфраструктуру.[4]
Некоторые проекты, которые реализуются в рамках цифровизации медицины в Узбекистане:
- Система «Электронный рецепт». Направлена на организацию эффективного и безопасного лечения пациентов медикаментами и формирование электронного реестра врачей.
- Информационные системы «Электронная поликлиника» и «Электронная больница». Они должны повысить качество оказания медицинских услуг за счёт создания современной компьютеризированной системы в медицинских учреждениях.
- Информационная система «Лаборатория». Направлена на создание единого электронного реестра анализов, фотографий и других результатов.
Также в Узбекистане действует «Единая сеть телемедицинской системы здравоохранения». Её цель — предоставить качественную медицинскую помощь любому человеку независимо от его местонахождения и социального положения. [5]
Основные задачи системы:
- обеспечение непрерывности образовательного процесса и информационной поддержки мероприятий в области здравоохранения;
- повышение доступности специализированной медицинской помощи, организация телеконсультаций проживающим в географически удалённых регионах, сельской местности, людям с ограниченными возможностями, а также пациентам замкнутых или организованных коллективов;
- обеспечение пожилого населения качественным амбулаторным наблюдением;
- мониторинг физиологических параметров пациентов, таких как артериальное давление, частота сердечных сокращений, концентрация глюкозы крови и др.;
- поддержка мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний и их ранней диагностике.
Кроме того, в республике функционирует медицинский агрегатор XMed, который позволяет пользователям получать онлайн-консультации врачей практически из любой точки страны.
Цифровизация энергетической инфраструктуры Узбекистана
Стратегическое значение для республики имеет цифровая трансформация энергетического сектора. Целью комплекса мер выступает не только повышение надежности уже существующих энергоузлов, но и разработка более энергоэффективных логистических решений с перспективой диверсификации мощностей с учетом инновационного опыта зарубежных стран.
Среди ключевых мер по цифровизации энергосистемы Узбекистана:[6]
-
Использование цифрового программного обеспечения в Национальном диспетчерском центре. С его помощью поддерживается баланс между выработкой и потреблением в единой системе электроснабжения, обеспечивается релейная защита от аварийных ситуаций, быстрое реагирование для устранения неполадок.
-
Внедрение программы DigSilent Power Factory. АО «НЭС Узбекистана» запустило её в сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID) для расчёта режимов работы энергосистемы. Программа позволяет получать необходимую информацию в режиме онлайн.
-
Перевод автоматизированной системы управления энергосетями на цифровые технологии. В сотрудничестве со Всемирным банком ведётся работа по замене существующего оперативно-информационного комплекса на современную систему SCADA/EMS.
-
Цифровизация распределительных подстанций. В рамках проекта «Цифровая трансформация и повышение устойчивости распределительных сетей» (финансируется Азиатским банком развития и Французским агентством развития) в регионах страны модернизируют до цифровых 26 распределительных подстанций, включая систему диспетчерского управления и сбора данных (SCADA).[7] Проект рассчитан до 2028 года.
Также компанией UzAssystem создана цифровая модель энергосистемы Узбекистана. Она используется для проведения симуляций с целью оценки состояния сети, влияния новых энергетических объектов и последствий модернизации сети на всей территории страны.[8]
Активно участвуют в цифровизации энергосистемы Узбекистана и российские ИТ-компании. Так, в июне 2021 года многопрофильная ИТ-группа «ИКС Холдинг» сообщила о том, что приступила к реализации второго этапа проекта по разработке концепции и дорожной карты цифровизации ТЭК Республики Узбекистан.[9]
Договор на оказание услуг между «ИКС Холдингом» и Министерством энергетики Республики Узбекистан был подписан ещё в 2020 году в Посольстве Узбекистана в Москве. Данный проект реализуется совместно с Внебюджетным межотраслевым фондом энергосбережения при Министерстве энергетики Республики Узбекистан. Проект реализуется в три этапа: обследование текущих бизнес-процессов и ИКТ-архитектуры предприятий нефтегазовой и энергетической отраслей республики, анализ лучших мировых практик и формирование предложений по цифровизации, создание общей дорожной карты по цифровой трансформации отрасли.
Развитие сельскохозяйственных технологий в Узбекистане
Сельское хозяйство выступает одним из локомотивов экономики республики. Ежегодно аграрный сектор формирует свыше 24% ВВП Узбекистана (около $22 млрд). Также страна занимает одно из лидирующих мест в мире по производству хлопка (35 млн т ежегодно).
В этой связи в стране реализуется комплексная программа цифровизации сельского хозяйства. Она направлена на обеспечение технологического прорыва в агропромышленном комплексе, укрепление продовольственной безопасности, эффективное управление водными и другими ресурсами. [10]
В рамках программы принимаются следующие меры:[11]
- Внедрение информационной системы «Агроплатформа». Данная ИС переводит в цифровой формат механизмы льготного кредитования выращивания хлопка, зерновых колосовых, овощей и фруктов, а также оказание услуг производителям сельскохозяйственной продукции по принципу прозрачности.
- Создание единого реестра производителей продукции. Для каждого землепользователя формируется электронный паспорт и присваивается идентификационный номер.
- Перевод документооборота в электронную форму. Это касается субъектов, занимающихся выращиванием сельскохозяйственной продукции, и обслуживающих их организаций.
- Внедрение платформы по оказанию услуг анализа данных геоинформационных технологий и космических снимков. Создаётся система предоставления рекомендаций по независимому мониторингу выделенных посевных площадей и посевов на основе анализа мультиспектральных космических снимков, а также раннему выявлению проблем и повышению урожайности.
Кроме того, в Андижанском технопарке реализуется пилотный проект по управлению сельскохозяйственных земель с помощью искусственного интеллекта. В ходе проекта шесть площадей были оцифрованы и внедрены в векторном формате на онлайн-платформу «МоПегга». Владельцы сельхозземель получают рекомендации на основе результатов исследования с помощью спутниковых технологий.
Система защиты данных в Узбекистане
Информационная безопасность в Узбекистане регулируется Законом Республики Узбекистан от 15.04.2022 г. №ЗРУ-764 «О кибербезопасности».
В 2005 году Узбекистан вступил в Группу реагирования на инциденты компьютерной безопасности (CERT), международную систему обеспечения безопасности информации, в данное время включающей 27 стран. Члены CERT совместными усилиями работают над разработкой технических рекомендаций и законодательных инициатив, идентификацией атак на информационную инфраструктуру, а также содействуют обмену экспертными знаниями.[12]
В 2010 году Узбекистан направил свои силы на обеспечение безопасности информационных систем, связанных с инфраструктурой энергетической отрасли и промышленного производства, в партнерстве с китайской фирмой Alcatel-Lucent для внедрения системы управления и технологической связи (SCADA) на газопроводах компании «Узтрансгаз». Несмотря на то, что власти Узбекистана сначала приостановили действие контракта по SCADA с Alcatel-Lucent в марте 2012 года, а затем в августе расторгли его, национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» были даны указания найти нового подрядчика для реализации SCADA.
В формировании безопасного киберпространства в республике принимают участие и российские игроки. В частности, на рынке инфобеза Узбекистана активно позиционирует себя отечественная компания-вендор Positive Technologies.[13] Ею с 2024 года проводится ежегодная масштабная конференция Positive Tech Day, планируется запустить академические программы в сотрудничестве с несколькими вузами Узбекистана, а организациям республики предлагается экспертная поддержка, а также прогрессивный способ предотвращения киберпреступлений и поиск программных уязвимостей при помощи специализированной платформы «белых хакеров» Standoff Bug Bounty.
Цифровые финансы Узбекистана
В Узбекистане стремительно развивается сфера цифровых финансовых услуг. За период с 2018 по 2023 год оборот электронной коммерции увеличился с 66 млн долл. США до 311 млн долл. США, показав среднегодовой прирост в 47%.
По данным на май 2024 года, почти у всех банков страны имеется мобильное приложение. Благодаря цифровизации банки могут уменьшать свои расходы и предлагать более выгодные условия, в том числе высокие проценты по депозитам. Например, AVO-bank предлагает сервисы для управления финансами через полностью цифровую платформу, которая включает модернизацию внутренней ИТ-инфраструктуры, внедрение новых методов анализа данных и автоматизацию бизнес-процессов.[14] В то же время в связи с невысокой скоростью цифровизации банков у населения обретают популярность альтернативные виды цифровых транзакций, в частности т.н. «цифровые кошельки», такие как Click — сервис, ориентированный на клиентов вне банковского охвата и жителей регионов (оплату через данный сервис предпочитают банковским приложениям уже более 57% продавцов). [15]
Также наблюдается тенденция, при которой компании организуют собственные экосистемы, включающие в себя финансовые (банки, кредитование), торговые (маркетплейсы) и логистические услуги (доставка) – т.н. «супераппы». Кроме того, в Узбекистане насчитывается уже пять крупных «необанков», функционирующих только через Интернет - Anorbank, TBC, Uzum, Smartbank и Multibank.
Регулирование и соблюдение требований законодательства
I. ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Вопросы в сфере интеллектуальной собственности (ИС), регулируются Конституцией Республики Узбекистан, Гражданским кодексом, законами «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах», «О селекционных достижениях», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О географических указаниях», «О фирменных наименованиях», «Об авторском праве и смежных правах», «О конкуренции», «О науке и научной деятельности», «О телекоммуникациях» и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в сфере интеллектуальной собственности, а также Всеобщей декларацией прав человека (принятой и опубликованной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217 А (III) от 10 декабря 1948 года), другими международными договорами Республики Узбекистан.
Узбекистан является участником основных международных соглашений в области защиты ИС, которые оказывают влияние на его национальное законодательство и практику. К международным договорам Республики Узбекистан в сфере интеллектуальной собственности относятся, в частности, следующие:[16]
-
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Париж, 24 июля 1971 г., изменена 28 сентября 1979 г. Республика Узбекистан присоединилась к данной Конвенции на основании Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 681-II от 27 августа 2004 г. «О присоединении к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений»);
-
Конвенция «Об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности» (Стокгольм, 14 июля 1967 г., с изменениями от 2 октября 1979 г.; Вступила в силу для Республики Узбекистан 25 декабря 1991 г.);
-
Парижская конвенция «По охране промышленной собственности» (Париж, 20 марта 1883 г., пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., Вашингтоне 2 июня 1911 г., Лондоне 2 июня 1934 г., Лиссабоне 31 октября 1958 г., Стокгольме 14 июля 1967 г. и дополнена 2 октября 1979 года. Республика Узбекистан участвует в настоящей Конвенции в качестве правопреемника с 25 декабря 1991 года);
-
Договор «О патентном праве» (принят Дипломатической конференцией в Женеве 1 июня 2000 г. Республика Узбекистан присоединилась к данному Договору на основании Закона Республики Узбекистан от 15 марта 2006 года № ЗРУ-25 «О присоединении Республики Узбекистан к Соглашению о патентном праве, принятого Дипломатической конференцией в Женеве 1 июня 2000 года». Вступил в силу для Республики Узбекистан 19 июля 2006 г.);
-
Договор «О законах по товарным знакам» (Женева, 27 октября 1994 г. Республика Узбекистан присоединилась к данному Договору на основании Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 1 мая 1998 г. № 630- 1 «О присоединении к Договору о законах по товарным знакам». Вступил в силу для Республики Узбекистан с 4 сентября 1998 года);
-
Протокол к Мадридскому соглашению «О международной регистрации знаков» (Мадрид, 27 июня 1989 года. Республика Узбекистан присоединилась к данному Протоколу на основании Закона Республики Узбекистан от 18 июля 2006 года № ЗРУ-40 «О присоединении Республики Узбекистан к Протоколу к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 27 июня 1989 г.)»);
-
Договор «О патентной кооперации» (Вашингтон, 19 июня 1970 г. Вступил в силу для Республики Узбекистан 25 декабря 1991 года);
-
Будапештский договор «О международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры» (Будапешт, 28 апреля 1977 г. Республика Узбекистан присоединилась к данному Договору на основании Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года № 277-II «О присоединении к Будапештскому договору о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры». Вступил в силу для Республики Узбекистан 12 января 2002 г.);
-
Ниццкое соглашение «О Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» (Ницца, 15 июня 1957 г. Республика Узбекистан присоединилась к данному Соглашению на основании Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 2001 года № 275-II «О присоединении к Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков». Вступило в силу для Республики Узбекистан 12 января 2002 г.);
-
Страсбургское соглашение «О Международной патентной классификации» (Страсбург, 24 марта 1971 г. Республика Узбекистан присоединилась к данному Соглашению на основании Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 2001 г. № 276-II «О присоединении к Страсбургскому соглашению о Международной патентной классификации». Вступило в силу для Республики Узбекистан 12 октября 2002 г.);
-
Локарнское соглашение «Об учреждении Международной классификации промышленных образцов» (Локарно, 8 октября 1968 г. Республика Узбекистан присоединилась к данному Соглашению на основании Закона Республики Узбекистан от 14 марта 2006 года № ЗРУ-24 «О присоединении Республики Узбекистан к Локарнскому соглашению об учреждении Международной классификации промышленных образцов»);
-
«Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву» (Женева, 20 декабря 1996 года. Республика Узбекистан присоединилась к данному Соглашению на основании Закона Республики Узбекистан от 16 февраля 2019 года № ЗРУ-520 «О присоединении Республики Узбекистан к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (Женева, 20 декабря 1996 г.)». Вступил в силу для Республики Узбекистан с 17 июля 2019 года);
-
«Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам» (Женева, 20 декабря 1996 года. Республика Узбекистан присоединилась к данному Договору на основании Закона Республики Узбекистан от 16 февраля 2019 года № ЗРУ-519 «О присоединении Республики Узбекистан к Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.)». Вступил в силу для Республики Узбекистан 17 июля 2019 г.);
-
Конвенция «Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» (Женева, 29 октября 1971 г. Данная Конвенция ратифицирована Законом Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ЗРУ-511 «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о защите интересов производителей фонограмм от незаконного тиражирования их фонограмм». Вступила в силу для Республики Узбекистан 25 апреля 2019 г.);
-
Марракешский договор «Об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям» (Марракеш, 27 июня 2013 года. Республика Узбекистан присоединилась к данному Договору на основании Постановления Президента Республики Узбекистан от 12 января 2022 года № ПП-80 «О присоединении к Международному соглашению»); другие международные договора.
Министерство юстиции Республики Узбекистан, являясь уполномоченным государственным органом, реализующим единую государственную политику в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, является правопреемником Агентства по интеллектуальной собственности по всем правам, обязательствам и договорам.
Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара доступны по ссылке: https://lex.uz/ru/docs/6691265.
В феврале 2024 года Узбекистан принял поправки к Таможенному кодексу, которые дают таможенным органам право приостанавливать импорт и экспорт контрафактной продукции. Страна утвердила Стратегию развития сферы интеллектуальной собственности на 2022 — 2026 годы.[17]
II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Для установления конкурентоспособных цен на продукты необходимо понимание расходов, в частности на тарифы и налоги на импортируемые товары, включая таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы на некоторые продукты.[18]
Для компаний, экспортирующих ИТ-услуги и продукты в Узбекистан, крайне важно учитывать налоговый ландшафт, в частности освобождение от НДС, импортные пошлины, ставки налога на прибыль предприятий и потенциал налоговых льгот или скидок для экспортноориентированной деятельности и пр.
Узбекистан подписал двусторонние соглашения со многими странами об избежании двойного налогообложения. К правовым основам международного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан относят:[19]
-
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" (Москва, 02.03.1994) (вместе с "Протоколом об обмене грамотами о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества").[20] Соглашение имеет важное значение для российских ИТ-экспортеров, выходящих на рынок Узбекистана, так как допускает пониженные налоговые ставки на различные виды доходов, такие как роялти и дивиденды.
-
Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и взаимной помощи в вопросах соблюдения налогового законодательства (Москва, 2 марта 1994 г.).[21]
-
Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве, взаимной помощи и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (Ташкент, 25 апреля 1995 г.).[22]
-
Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (Москва, 4 мая 2001 г.).[23]
Экспорт товаров между Россией и Узбекистаном облагается НДС по ставке 0%. Для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорт в Республику Узбекистан, в налоговый орган представляются документы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ставка корпоративного подоходного налога (Corporate Tax Rate) в стране достигает 20%.[24]
Ставка налога с продаж (Sales Tax Rate) в Узбекистане составляет 12%.[25]
С 16 ноября 2024 г. в Узбекистане были введены налоговые льготы для бизнеса, поддерживающего высокий уровень устойчивости.[26]
Экспортная стратегия и ведение бизнеса в Республике Узбекистан
Министерство промышленности и торговли России, исходя из данных торгового представительства в Узбекистане, рекомендует следующие форматы действий для успешного лэндинга на цифровой рынок страны:
-
Провести работу с дистрибьюторами цифровых товаров
-
Наладить партнерство с системными интеграторами
-
Открыть представительство с полноценной командой (ИП ООО)
-
Осуществить создание совместного предприятия (СП ООО)
-
Открыть бизнес в качестве резидента ИТ-Парка, КиберПарка или СЭЗ.
Наиболее перспективными направлениями для деловой активности в сфере экспорта цифры выступают: «умные города», финтех, e-governance, логистика, агротех, энергетика, медтех, эдтех, кибербезопасность.
Ключевые ведомства и организации:
-
Министерство инвестиций, промышленности и торговли, https://gov.uz/en/miit/en
-
Налоговый комитет при Министерстве экономики и финансов, https://gov.uz/ru/soliq
-
Таможенный комитет при Министерстве экономики и финансов, https://www.customs.uz
-
Узбекское агентство по техническому регулированию, https://www.standart.uz/ru/site/index
-
Торгово-промышленная палата Узбекистана, www.chamber.uz
Полезные ссылки:
Ставки таможенных сборов: https://lex.uz/docs/5087210
Ставки импортных таможенных пошлин: https://www.lex.uz/docs/3802366
[1] Цифровая трансформация Узбекистана — GlobalCIO|DigitalExperts
[2] Принята концепция внедрения технологий «Умный город» – Новости Узбекистана – Газета.uz
[3] Умный город Ташкент: как Visiology BI и Геоинтеллект помогли создать современный ситуационный центр / Хабр
[4] Хошимова М.,Исмаилова С., Цифровизация медицины в Узбекистане
[6] Пресс-штаб Минэнерго: История и планы на будущее цифровых технологий на высоковольтных линиях электропередачи и подстанциях
[7] АБР и ФАР выделили $275 млн на цифровизацию распределения электроэнергии Узбекистана – Новости Узбекистана – Газета.uz
[8] Создана цифровая модель и интерактивная карта энергосистемы Узбекистана
[9] Министерство энергетики Республики Узбекистан (Проекты ИТ-аутсорсинга)
[10] Минсельхоз Узбекистана представил программы и системы, разработанные в рамках цифровизации сельскохозяйственной отрасли - AGRO.UZ
[11] ПП-257-сон 02.08.2023. О мерах по внедрению передовых цифровых технологий в сферу сельского хозяйства
[12] Информационная безопасность Узбекистана
[13] Positive Technologies: как развивается рынок кибербезопасности Узбекистана – Новости Узбекистана – Газета.uz
[14] Как цифровые финуслуги стали новым стандартом
[15] Необанки, супераппы, исламские финансы: тренды финтеха Узбекистана – Spot
[16] https://lex.uz/ru/docs/6522625
[17] https://lex.uz/docs/5987125
[18] https://old.customs.uz/ru/lists/view/184
[19] https://gov.uz/ru/soliq/sections/xalqaro-hamkorlikning-huquqiy-asoslari
[20] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10383/
[21] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/48456/
[22] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/47927/
[23] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/46590/
[24] https://tradingeconomics.com/uzbekistan/corporate-tax-rate
[25] https://tradingeconomics.com/uzbekistan/sales-tax-rate
[26] https://kapital.uz/dlya-biznesa-s-vysokim-reytingom/