В исследовании проведен анализ действующих мер и механизмов регулирования цифрового информпространства в фокусных странах мира. Согласно данному анализу, в мире появился новый тренд на постепенный перенос норм традиционного права в цифровую среду. В настоящее время в большинстве стран сформировалась специальная отрасль законодательства, регулирующая правоотношения в сети Интернет (киберправо, Интернет-право). Ключевая задача правового регулирования информпространства в Интернете состоит не только в установлении требований к участникам информационных правоотношений (владельцам Интернет-сайтов, операторам связи, хостинг-провайдерам и др.), но и в выработке эффективных механизмов исполнения этих требований. Это говорит о том, что незыблемый принцип сохранения за Интернетом «территории свободы» постепенно вытесняется экономической целесообразностью и интересами государств в сфере информационной и кибербезопасности. Практика стимулирования цифровых платформ неукоснительно соблюдать законодательства стран, в которых ведется операционная деятельность, становится нормой. Кроме того, возникает запрос на формирование в национальных юрисдикциях новых, понятных и отвечающих интересам общества «правил игры» для владельцев и операторов цифровых платформ и сервисов.
Одним из эффективных способов борьбы с противоправным контентом иностранные регуляторы и законодатели видят в повышение степени ответственности цифровых платформ (в том числе персональной) за размещаемый контент.
«Целый ряд стран принимают законы, направленные на введение дополнительных механизмов и мер по регулированию контента в Интернете. Эти меры направлены на противодействие распространению в цифровой среде противоправной информации. Мировой опыт свидетельствует о том, что национальные юрисдикции, вводя законодательное регулирование деятельности IT-гигантов, не оставляют вопросы противодействия запрещённому контенту только на усмотрение цифровым платформам, их внутренних правил недостаточно для предотвращения вреда пользователям Сети. Кроме того, для национальных юрисдикций важно, чтобы международные платформы открывали в их странах свои представительства, с которыми можно было бы вести диалог национальным регуляторам. Такой закон уже принят в нашей стране, и, на данный момент, следует посмотреть, как он будет работать. Экспертное сообщество видит ряд других проблем в регулировании этой сферы, поэтому так важно продолжать работу, изучать международный опыт, и находить пути их решения»,- подчеркивает декан факультета права ВШЭ, глава рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов.
«Глобальное цифровое пространство, деятельность транснациональных корпораций в виртуальной среде долгое время находились в определенном правовом вакууме, т.е. вне поля прямого действия большинства норм традиционных отраслей права. Такое положение дел привело к лавинообразному росту влияния и капитализации, сравнимой с ВВП отдельных стран, ведущих ИТ-компаний и их цифровых платформ. Это, в свою очередь, входит в прямое противоречие с национальными интересами большинства стран мира, стремящихся не допустить размывание собственного цифрового суверенитета и вывода сверхприбылей за границу. В этом смысле показателен опыт зарубежных партнеров по сохранению контроля над собственным цифровым информпространством, который по ряду аспектов может быть эксплицирован и на российскую специфику», - отметил директор Центра Глобальной ИТ-Кооперации В.В.Глущенко.
Проведенное исследование может быть использовано в качестве экспертного материала при формировании национального нормативно-правового режима деятельности иностранных цифровых платформ, информационных сервисов и электронных СМИ в Российской Федерации.
С текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.