Согласно правилам, в Роскомнадзор можно обратиться, если пользователь не согласен с решением самой соцсети о блокировке (ограничении доступа) к его контенту, а также если он уже попытался обжаловать это решение в самой соцсети, но вопрос решить не удалось.
В обращении нужно будет указать ФИО, адрес электронной почты и ссылку на заблокированный пост. На рассмотрение запроса отводится 30 дней. Роскомнадзор может и отказать в помощи, например, если в посте содержались ругательства, оскорбления и угрозы в адрес чиновников и их семей. В ответном письме может быть и вовсе сказано, что Роскомнадзор не видит оснований для претензий. На это может быть несколько причин: соцсеть к тому моменту сама восстановила доступ к контенту, регулятор не получил доступа к заблокированному посту, сама ссылка оказалась некорректной, или пользователь пожаловался на сайт, не включённый в реестр соцсетей.
Принятие положения происходит на фоне систематической неоправданной блокировки некоторыми соцсетями не только контента, но даже целых аккаунтов российских пользователей. Недавно, например, Instagramзаблокировал аккаунт российского писателя и политика Захара Прилепина, Роскомнадзор поддержал его в данном вопросе и направил требование о разблокировке в адрес руководства компании Facebook Inc. В результате доступ к странице был восстановлен.
Директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации Вадим Глущенко отмечает, что за рубежом регуляторы уделяют особое внимание вопросам ответственного отношения онлайновых платформ к пользовательскому контенту. Он приводит в пример Евросоюз, где через законодательные инициативы, реализованные в проекте «Акта о цифровых услугах», планируется усилить контроль за деятельностью цифровых платформ и обеспечить защиту прав и свобод граждан в онлайновой среде.
«Законопроект, в частности, предусматривает своевременное информирование пользователей о каких-либо действиях (удалении, блокировке и т.д.) платформ в отношении контента, предоставляет гражданам и организациям широкие возможности для обжалования таких действий. Важную роль здесь играют обязательное наличие у платформы доступной, понятной и эффективной внутренней системы подачи жалоб, а также прозрачная процедура досудебного урегулирования споров между пользователем и платформой», - добавляет он.