Практически два года документ находился на согласовании в Европарламенте и Совете министров, что довольно-таки долго даже по меркам бюрократии Евросоюза. Причина, как представляется, кроется в том, что законодательный акт вводит беспрецедентно жесткое для либерального ЕС регулирование сферы контентной политики, включая меры ответственности глобальных цифровых платформ. До этого все трансграничные гиганты вели операционную деятельность во многом фактически бесконтрольно и, очевидно, были заинтересованы в сохранении удобного им режима. Однако несмотря на все лоббистские усилия им удалось лишь затормозить, но не остановить процесс, «выторговав» себе «переходный период» до 17 февраля 2024 года (вступление документа в действие).
«Закон о цифровых услугах» налагает на Интернет-провайдеров и поставщиков услуг обязанность ограничивать распространение нелегального контента и сервисов в цифровой среде с фокусом на защиту несовершеннолетних. Примечательно, что юридические обязательства онлайн-игроков будут пропорционально зависеть от масштабов их целевой аудитории. Так, под наиболее плотный контроль подпадут «очень большие» онлайн-платформы и поисковики, насчитывающие свыше 45 млн пользователей на пространстве ЕС. Теперь они обязаны ежегодно проводить комплекснуюоценку рисков возможного негативного воздействия своих сервисов, например, в вопросах доступа к нелегальным товарам, контенту или распространения ложной информации. Кроме того, им предписано проводить всеобъемлющий анализ угроз фундаментальным правам человека, в т. ч. в контексте свободы самовыражения и защиты персональных данных.
У цифровых платформ есть три месяца для того, чтобы представить информацию о своей аудитории и степени влияния на нее, что позволит регулирующим органам определить регуляторный режим для конкретного игрока на рынке Евросоюза.
Работать и извлекать прибыль по привычным лекалам осталось чуть больше года, поскольку с 17 февраля 2024 года заработает механизмпривлечения компаний к юридической ответственности.