Введение
Начиная с 2017 и по н.в. во многих странах принимаются законы, направленные на введение дополнительных механизмов и мер по регулированию контента в Интернете. Эти меры, прежде всего, предполагают противодействие распространению в цифровой среде противоправной информации, считающейся таковой согласно критериям национального законодательства.
Следует отметить, что ввиду существенного различия страновых подходов, к настоящему моменту не выработано единообразного понимания и терминологии «противоправного (деструктивного) контента».
По мере развития и роста влияния крупнейших транснациональных Интернет-компаний пропорционально возрастают случаи нарушения прав и свобод граждан в цифровой среде, подтачивается один из «столпов» цифрового суверенитета государств – механизм защиты внутренней виртуальной среды от нежелательной или вредоносной информации. В результате в импортируемый информационный продукт (новостные сервисы, киноиндустрия, соцсети, индустрия игр и развлечений, и т. д.) все чаще «вшиваются» социально-политические, исторические, религиозные, культурные и нравственные установки.
Осознавая эти угрозы, правительства многих стран разрабатывают и внедряют соответствующую регуляторную базу с целью обеспечения информационной безопасности, национальных экономических интересов, защиту прав своих граждан в сети Интернет. К наиболее острым проблемам правового регулирования отношений в глобальном цифровом пространстве относятся вопросы предотвращения распространения запрещенной информации, борьба с киберпреступностью, охрана интеллектуальных прав в цифровой среде, обеспечение свободы слова и права на доступ к информации, защита персональных данных и прав потребителей в сети Интернет, вопросы налогообложения и защиты конкуренции в сфере электронной коммерции. В настоящее время в большинстве стран сформировалась специальная отрасль законодательства, регулирующая правоотношения в сети Интернет (киберправо, Интернет-право).
Ключевая задача правового регулирования информпространства в Интернете состоит не только в установлении требований к участникам информационных правоотношений (владельцам Интернет-сайтов, операторам связи, хостинг-провайдерам и др.), но и в выработке эффективных механизмов исполнения этих требований. Как показывает практика, установление «классических» мер ответственности, таких как административный штраф за неисполнение требований законодательства, является недостаточным для обеспечения правопорядка в цифровом пространстве, поскольку многие участники правоотношений не имеют физического присутствия и имущества в пределах юрисдикции большинства государств, в которых они осуществляют свою коммерческую деятельность. В таких условиях государства вынуждены принимать дополнительные меры для защиты публичного порядка и косвенного принуждения к исполнению требований национального законодательства (выстраивание взаимодействия с крупными Интернет-компаниями, блокировка и замедление доступа к незаконному контенту через информационных посредников, противодействие средствам обхода блокировки, исключение ссылок на незаконный контент из поисковой выдачи операторов поисковых сервисов, запрет размещения рекламы на Интернет-сайтах, не соблюдающих требования национального законодательства, и т.п.).
Регулирование распространения информации в Интернете De facto осуществляется корпоративными политиками ведущих ИТ-компаний, устанавливающих собственные правила модерации контента. Однако зачастую эти корпоративные рамки не в полной мере соответствуют требованиям национального законодательства тех стран, где Интернет-компании осуществляют свою деятельность. В одних случаях имеет место недостаточная модерация, когда на Интернет-сайте сохраняется запрещенная информация, противоречащая публичному порядку, в других – чрезмерная модерация, которая нарушает свободу слова и право граждан на доступ к информации. В таких условиях государства стремятся обеспечить «локализацию» корпоративных политик Интернет-компаний в соответствии с требованиями национального нормативно-правового регулирования.
С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.