Top.Mail.Ru
Краткий сравнительно-правовой анализ мер по противодействию распространения противоправного (деструктивного) контента в сети Интернет
ENG
16 августа 2021

Краткий сравнительно-правовой анализ мер по противодействию распространения противоправного (деструктивного) контента в сети Интернет

В августе CGITC подготовил краткий сравнительно-правовой анализ мер по противодействию распространения противоправного (деструктивного) контента в сети Интернет.
Редакция Центра глобальной ИТ-кооперации

Введение

Начиная с 2017 и по н.в. во многих странах принимаются законы, направленные на введение дополнительных механизмов и мер по регулированию контента в Интернете. Эти меры, прежде всего, предполагают противодействие распространению в цифровой среде противоправной информации, считающейся таковой согласно критериям национального законодательства.  

Следует отметить, что ввиду существенного различия страновых подходов, к настоящему моменту не выработано единообразного понимания и терминологии «противоправного (деструктивного) контента». 

По мере развития и роста влияния крупнейших транснациональных Интернет-компаний пропорционально возрастают случаи нарушения прав и свобод граждан в цифровой среде, подтачивается один из «столпов» цифрового суверенитета государств – механизм защиты внутренней виртуальной среды от нежелательной или вредоносной информации. В результате в импортируемый информационный продукт (новостные сервисы, киноиндустрия, соцсети, индустрия игр и развлечений, и т. д.) все чаще «вшиваются» социально-политические, исторические, религиозные, культурные и нравственные установки. 

Осознавая эти угрозы, правительства многих стран разрабатывают и внедряют соответствующую регуляторную базу с целью обеспечения информационной безопасности, национальных экономических интересов, защиту прав своих граждан в сети Интернет. К наиболее острым проблемам правового регулирования отношений в глобальном цифровом пространстве относятся вопросы предотвращения распространения запрещенной информации, борьба с киберпреступностью, охрана интеллектуальных прав в цифровой среде, обеспечение свободы слова и права на доступ к информации, защита персональных данных и прав потребителей в сети Интернет, вопросы налогообложения и защиты конкуренции в сфере электронной коммерции. В настоящее время в большинстве стран сформировалась специальная отрасль законодательства, регулирующая правоотношения в сети Интернет (киберправо, Интернет-право). 

Ключевая задача правового регулирования информпространства в Интернете состоит не только в установлении требований к участникам информационных правоотношений (владельцам Интернет-сайтов, операторам связи, хостинг-провайдерам и др.), но и в выработке эффективных механизмов исполнения этих требований. Как показывает практика, установление «классических» мер ответственности, таких как административный штраф за неисполнение требований законодательства, является недостаточным для обеспечения правопорядка в цифровом пространстве, поскольку многие участники правоотношений не имеют физического присутствия и имущества в пределах юрисдикции большинства государств, в которых они осуществляют свою коммерческую деятельность. В таких условиях государства вынуждены принимать дополнительные меры для защиты публичного порядка и косвенного принуждения к исполнению требований национального законодательства (выстраивание взаимодействия с крупными Интернет-компаниями, блокировка и замедление доступа к незаконному контенту через информационных посредников, противодействие средствам обхода блокировки, исключение ссылок на незаконный контент из поисковой выдачи операторов поисковых сервисов, запрет размещения рекламы на Интернет-сайтах, не соблюдающих требования национального законодательства, и т.п.).

Регулирование распространения информации в Интернете De facto осуществляется корпоративными политиками ведущих ИТ-компаний, устанавливающих собственные правила модерации контента. Однако зачастую эти корпоративные рамки не в полной мере соответствуют требованиям национального законодательства тех стран, где Интернет-компании осуществляют свою деятельность. В одних случаях имеет место недостаточная модерация, когда на Интернет-сайте сохраняется запрещенная информация, противоречащая публичному порядку, в других – чрезмерная модерация, которая нарушает свободу слова и право граждан на доступ к информации. В таких условиях государства стремятся обеспечить «локализацию» корпоративных политик Интернет-компаний в соответствии с требованиями национального нормативно-правового регулирования.


С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке


#Статьи

Похожие статьи

Что ждет ИТ-странников в Аравийской пустыне: новое направление для российских технологий
5 декабря 2024

Что ждет ИТ-странников в Аравийской пустыне: новое направление для российских технологий

5 декабря Центр глобальной ИТ-кооперации организовал вебинар, посвящённый перспективам работы российского ИТ-б...
Центр принял участие в Конгрессе SMART RUSSIA 2024
4 декабря 2024

Центр принял участие в Конгрессе SMART RUSSIA 2024

3 - 4 декабря 2024 г. в г. Москве проходит XI Международный конгресс  SMART RUSSIA 2024. Тема конгресса...
Российские ИТ-компании усиливают присутствие на международной арене: итоги Цифровой миссии в Египте
21 ноября 2024

Российские ИТ-компании усиливают присутствие на международной арене: итоги Цифровой миссии в Египте

С 17 по 20 ноября 2024 года в Каире прошла Цифровая миссия, организованная Центром глобальной ИТ-кооперации пр...

Напишите нам

Если есть вопросы и предложения о сотрудничестве, будем рады ответить вам!