КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Цифровизация бизнеса, в том числе малого и среднего, микробизнеса неизбежна.
«Будущее уже пришло, оно неизбежно, и тот, кто впишется в цифровые сервисы, тот будет на коне, у того будет бизнес, трудовые коллективы, достойная зарплата, и от этого в конечном счете зависит благосостояние нашей страны», – Александр Калинин, президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
«Лидерами по формированию этой среды являются крупные структуры, которые формируют эту среду независимо друг от друга, но тем не менее в совокупности она ими и формируется. Это, безусловно, крупнейшие цифровые компании, такие как „Яндекс“, Mail.ru, Сбер, другие. Это банки, которые создают финтех, это Центральный банк. <…> Это „Почта России“, это РЖД, которые тоже формируют цифровую среду. Это подтягивающиеся к ним сейчас „Россети“… ну и, безусловно, это налоговая служба, которая, наверное, идет – в силу наших исторических особенностей – идет на два шага или на шаг впереди других», – Андрей Белоусов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Малому бизнесу нужно учиться работать в цифровой среде, пользоваться цифровыми сервисами, продуктами и открывающимися возможностями.
«Формально малому бизнесу нужно учиться работать с этими структурами, возможности которых им, так сказать, сейчас даются. <…> Надо просто создавать какие-то инструменты и ресурсы для обучения», – Андрей Белоусов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
«Для любой отрасли цифровой канал – это реальность и это вызов несправившимся, с которыми бизнес, наверное, не будет существовать. Еще раз хочу сказать: в любой отрасли», – Максим Акимов, генеральный директор, АО «Почта России».
ПРОБЛЕМЫ
В России нет налоговых преференций и бизнес-инфраструктуры для технологических компаний, способных развивать цифровой сегмент.
«Чтобы малый и средний бизнес имел возможность цифровизироваться, ему необходим доступ к финансам, но у компаний порой нет возможности предоставить залог для получения банковского кредита. В сегодняшние технологические гиганты, например Google, первыми инвестировали бизнес-ангелы. За прошлый год было инвестировано 2,4 млрд долларов, у нас это только зарождается. Возможно ли получение налоговых преференций для бизнес-ангелов?» – Елена Волотовская, вице-президент по инвестициям, Softline; руководитель, Softline Venture Partners.
«Предприниматель должен заниматься бизнесом, а не тратить время, чтобы понять и перевести, что же он может получить и чем может государство ему помочь. Моя позиция – что государства должно быть не видно. Предпринимателю не важно, кто окажет услугу, ему главное – понятным русским языком объяснить, что он может как предприниматель воспользоваться той или иной мерой поддержки», – Александр Исаевич, генеральный директор, председатель правления, АО «Корпорация „МСП“».
Значительная доля МСП еще остается в тени.
«Цифровизация – это всегда опрозрачивание и выход из тени. Как только компания попадает в цифровую среду, она становится прозрачна для всех, кто ей интересуется», – Андрей Белоусов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
«Задача для нас всех – для предпринимательства, для нас, логистов, для тех, кто обеспечивает сервисы электронного документооборота, интеграцию с государственными органами, – сделать этот процесс бесшовным, так, чтобы потребитель получил лучший в мире опыт. Но тогда, конечно, придется обелиться, потому что в мире цифровых транзакций места для, в общем, серой зоны остается все меньше и меньше, и на логистическую отрасль это здорово повлияет», – Максим Акимов, генеральный директор, АО «Почта России».
РЕШЕНИЯ
В РФ нужно внедрить институт цифровой репутации и работать над грамотностью сотрудников
«На наш взгляд, было бы правильно внедрять институт цифровой репутации или добросовестности. Чем больше ты открываешься, чем больше тебя знает государство, в том числе через эти электронные сервисы, тем ниже твой риск-профиль. И к тебе просто реже приходят или вообще не приходят контролеры», – Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
«Очень эффективный, на мой взгляд, инструмент – это индивидуальные сертификаты на повышение цифровой грамотности сотрудников, он был реализован и продолжается в рамках „Кадров для цифровой экономики“. Эти вещи, вижу, были крайне востребованы в 2020 году», – Владимир Солодов, губернатор Камчатского края.
Создавать новые технологические платформы для функционирования бизнеса
«Развитие факторинга для малого и среднего бизнеса. <…> Использование факторингового финансирования позволяет малому и среднему бизнесу избежать кассовых разрывов и обеспечить развитие бизнеса. Российский рынок факторинга характеризует высокая концентрация. Сейчас у нас на пять крупнейших компаний приходится более трех четвертей рынка. На таком поделенном рынке цена для предпринимателя за эту по сути безрисковую операцию достаточно высока. Поэтому вместе с Ассоциацией „ФинТех“, „Корпорацией ‚МСП‘“, Правительством Центральный банк сейчас разработает платформу онлайн-факторинга. <…> На наш взгляд, она позволит повысить конкуренцию между факторинговыми компаниями, а главное, для малого и среднего бизнеса – упростить процесс, снизить стоимость оборотных средств. Запуск этой платформы (мы над ней активно работаем) планируем до конца этого года», – Эльвира Набиуллина, Председатель, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
«Чем больше вариантов, разнообразия, тем больше шансов выживать. Сейчас наблюдаем глазами налоговой, что подход к принципу единых платформ будет перерождаться. Речь о том, как правильно укладывать данные, чтобы они в разных местах перерабатывались, чтобы было удобно всем. Мы доходим до того, что в личном кабинете работают разные люди, и им нужны разные профили», – Даниил Егоров, руководитель, Федеральная налоговая служба.