Top.Mail.Ru
ЕГИПЕТ КАК ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА
ENG
18 ноября 2024

ЕГИПЕТ КАК ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА

17 ноября в Каире стартовала цифровая миссия Центра глобальной ИТ-кооперации в рамках выставки Cairo ICT. Предлагаем ознакомиться с нашим кратким обзором, который дает общее представление о возможностях развития сотрудничества с Египтом в области ИКТ. Материал может быть интересен российским компаниям, центрам развития и государственным институтам, ответственным за международное взаимодействие.
Редакция Центра глобальной ИТ-кооперации

Авторы: Р.А. Шамраев, Т.А. Курбатова, Ю.А. Линдре, А.Г. Игнатьев. 

Арабская Республика Египет является одним из наиболее развитых государств региона по критерию E-Governance. В 2022 году число интернет-пользователей в Египте достигло 75,66 млн человек, что составляет 71,9% от общей численности населения. В стране действуют 33 цифровые государственные платформы, 11 платформ - с иностранным участием (включая МПО), а в мировом рейтинге E-Government Survey за 2022 год Египет занял 103-е место.

В 2016 году Минсвязи Египта (MCIT) запустил национальную стратегию Egypt Vision до 2030 года по переходу к цифровому обществу. Среди целевых пунктов стратегии – переход к электронному администированию, создание единого портала государственных услуг, цифровизация судебной ветви власти, запуск электронной судебной платформы, цифрового реестра судебных дел и библиотеки нормативно-правовых актов.

Значимые факторы для развития сотрудничества с Египтом в сфере ИКТ

  • Создание свободной зоны для связи и информационных технологий в экономической зоне Суэцкого канала (SCZone)

  • Региональное лидерство в производстве и экспорте волоконно-оптических кабелей

  • Вклад IT-сектора в ВВП – 7,7% к 2030 году (по сравнению с 3,4% в 2022 году)

  • Количество вышек мобильной связи - 45 тыс. к 2030 году (по сравнению с 31 тыс. в 2023 году)

  • Количество студентов, изучающих ИТ - 1 млн к 2030 году (по сравнению с 500 тыс. в 2023 году)

Smart Village и акселерационная деятельность ITIDA

После создания в 2001 году одного из первых египетских технополисов — Smart Village на западе Каира — ИТ-сектор в стране вырос на 10%, появились 50 тыс. дополнительных рабочих мест. Сейчас Smart Village входит в число самых компетентных бизнес-парков мира. Резиденты парка — более 95 компаний с 12 тыс. сотрудников. На 300 га разместились транснациональные и местные телекоммуникационные и информационные технологические компании, финансовые учреждения и банки, госкомпании, связанные с инновациями, в частности Агентство по развитию индустрии информационных технологий (ITIDA).

Помимо задач по регулированию электронных транзакций (подробнее – см. раздел «Особенности законодательного регулирования электронной коммерции»), агентство также выполняет роль акселератора стартапов, предоставляя им наставничество, офисные помещения и стартовый капитал. К 2024 году поддержку ITIDA получило более 500 команд и 1457 предпринимателей. Еще одно направление работы Агентства — программа Export-IT, запущенная в 2010 году. Она помогает египетским компаниям увеличить экспорт IT-продуктов и услуг за счет прямой финансовой поддержки. Export-IT ITIDA оказала поддержку более чем 250 местным компаниям на сумму почти 549 млн египетских фунтов.

Развитие сельскохозяйственных технологий в Египте

С 2019 года в Египте реализуется программа ФАО по цифровизации агропрома, существенно повысившая эффективность работы сектора. Результаты работы программы можно наблюдать в т.ч. и на российских прилавках.

Цифровые технологии позволили:

  • предоставить фермерам информацию для улучшения управления растениеводством и животноводством;

  • укрепить продовольственную безопасность за счет сокращения производственных затрат и отходов;

  • повысить урожайность за счет оперативного получения точных данных для расчета производственных показателей, таких как ежедневная потребность в поливе и удобрениях.

Также в Египте активно проводится интернетизация сел и деревень, что дополнительно способствует развитию отрасли. В частности, в апреле 2021 года правительство реализовало проект по прокладке волоконно-оптической сети в сельской местности стоимостью 35 миллиардов долларов. На начальном этапе к 2021 году было подключено 1300 деревень, а конечная цель - подключение более 4500 деревень, или более 60 млн египтян.

Среди других успешных кейсов цифровизации египетского агропрома - внедрение прецизионных технологий обработки посевов (при помощи дронов и сенсорных датчиков), цифровизация рынка сбыта урожая, а также внедрение мобильных ассистентов фермера.

Цифровая медицина в Египте

В пользу серьезных инвестиционных перспектив египетского медтеха свидетельствует статистика: по прогнозам, к 2030 году рынок цифрового здравоохранения Египта вырастет до $2,56 млрд – более чем в 4 раза в сравнении с показателями 2022 года ($0,59 млрд).

Основными государственными регуляторами выступают Министерство здравоохранения и народонаселения Египта, Национальное управление по обеспечению качества и аккредитации медицинских учреждений, и Центральный банк Египта. Данные учреждения не только курируют, но и поощряют использование цифровых медицинских технологий.

Правительство Египта утвердило Национальную систему медицинского страхования. Тем не менее, ни государство, ни частные поставщики медицинских страховых услуг не возмещают значительные суммы за цифровые медицинские услуги. Таким образом, сфера остается преимущественно коммерческой, т.к. большую часть услуг оплачивают пациенты

Примеры успешных технологий: телемедицина; электронные медицинские карты; мобильные медицинские приложения.

На рынке представлены как крупные западные игроки (Siemens, Phillips, General Electric), так и местные компании (Shezlong, Vezeeta, D-Kimia, Chefa).

Система защиты данных и финансовой безопасности в Египте

Ключевым актом в системе защиты информации в Египте выступает закон №175 от 2018 года о противодействии киберпреступлениям. Египетский закон о борьбе с киберпреступлениями и преступлениями в области информационных технологий (№ 175 от 2018 года) составляет основу законодательства Египта о борьбе с киберпреступностью. В нем изложены меры наказания за несанкционированный доступ, нарушение конфиденциальности данных и другие формы киберпреступлений.

С 2014 года в Египте действует Высший совет по кибербезопасности (SCC), который подчинен Президиуму Совета Министров и возглавляется министром связи и информационных технологий. А в 2017 году SCC запустил Национальную стратегию кибербезопасности, которая направлена на комплексную защиту коммуникационной и информационной инфраструктуры для обеспечения безопасной среды для различных секторов, предоставляющих интегрированные электронные услуги. Кроме того, для укрепления безопасности в финансовом секторе Центральный банк Египта (CBE) учредил отраслевой центр для реагирования на компьютерные чрезвычайные ситуации. Также CBE регулярно выпускает “Основы финансовой кибербезопасности”, призванный содействовать поддержанию рабочей среды и инфраструктуры в области защиты данных и информации. 

Особенности законодательного регулирования электронной коммерции

Электронные контракты и подписи в Египте регулируются на основе Закона № 15 об электронных подписях от 2004 года и Правительственного указа № 109 от 2005 года. Данный НПА указал на создание Агентства по развитию индустрии информационных технологий «ITIDA», которое обладает компетенцией по всем вопросам, связанным с электронными договорными отношениями в Египте, включая:

– Выдачу и продление лицензий, необходимых для предоставления услуг электронной подписи и других видов деятельности в области электронных транзакций и ИТ-индустрии в соответствии с законами и нормативными актами, регулирующими их.

– Определение стандартов/критериев электронной подписи для контроля технических характеристик электронной подписи.

– Получение жалоб, связанных с электронной подписью, электронными транзакциями и ИТ-деятельностью; принятие необходимых мер в этом отношении.[1]

Закон предусматривает применение тех же правил в отношении материальных документов и подписей к электронным формам таких документов и подписей, поскольку в статье 14 предусмотрено, что «В рамках гражданских, коммерческих и административных сделок электронные подписи должны иметь тот же определяющий эффект, что и подписи в соответствии с положениями Закона о доказательствах в гражданских и коммерческих статьях…». То же самое было предусмотрено в статье 15 относительно того, что электронное письмо и электронные сообщения имеют такую же определяющую силу, как письменные, официальные и неофициальные сообщения, принимая во внимание, что Закон и его Исполнительный регламент определили требования, которые должны быть выполнены в электронной подписи, электронном письме и электронных сообщениях, чтобы иметь определяющую силу для доказательств следующим образом:

В соответствии со статьей 18 электронные подписи, электронное письмо и сообщения, написанные в электронном виде, должны соответствовать следующему:

1.    Электронная подпись предназначена исключительно для подписавшего.

2.    Подписавший имеет единоличный контроль над электронным носителем.

3.    Возможность обнаружения любого изменения или замены данных электронно-письменного сообщения или электронной подписи.

В дополнение к этому, в соответствии со статьей 8 Исполнительного регламента должны быть выполнены следующие технические меры контроля:

а) Определение времени и даты создания электронного письма, официальных или неофициальных электронных документов должно быть технически доступно. Такая доступность должна осуществляться через независимую электронную систему сохранения, которая не подлежит контролю со стороны создателя этого письма или этих документов или заинтересованной в них стороны.

б) Определение источника создания электронного письма, официальных или неофициальных электронных документов, а также степени контроля их создателя над этим источником и носителями, используемыми при их создании, должны быть технически доступны.

c) В случае создания и выдачи письменных, официальных или неофициальных электронных документов без вмешательства человека, частично или полностью, их достоверность должна быть установлена, как только станет возможным установить время и дату их создания, и, если такие письменные или неофициальные документы не были подделаны.

 

Особенности налогообложения

Египет предлагает относительно благоприятные налоговые условия для ИТ-экспортеров. Компании должны зарегистрироваться в Налоговом агентстве Египта (Egyptian Tax Authority), чтобы получить идентификационный номер и выполнять налоговые обязательства, включая НДС и корпоративные налоги.

Стандартная ставка НДС в Египте составляет 14 %. Компании-нерезиденты, оказывающие услуги клиентам в Египте, должны соблюдать процедуры, выпущенные в марте 2023 года Министерством финансов Руководящими принципами по НДС (Ministerial Decree No. 160 of 2023), поскольку они имеют прямые последствия для услуг, которые компании экспортируют в Египет.[2]

Ставка корпоративного налога для обычных предприятий - 22,5% от налогооблагаемой прибыли компаний,[3] однако для отдельных отраслей налоговая ставка может различаться. Максимальная ставка индивидуального налога составляет 25 %. Что касается косвенных налогов, то товары могут облагаться налогом в размере от 10 до 50 %, а услуги - от 5 до 10 %. 

Особенности регистрации товарного знака

Подделка товарных знаков, пиратство в области авторского права и нарушение патентов остаются серьезной проблемой в Египте.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков в Египте регулируется законом № 82 от 2002 года о защите прав интеллектуальной собственности (Книга четвертая) (с изменениями, внесенными законом № 26 от 2015 года и законом № 144 от 2019 года) (Law No. 82 of 2002 on the Protection of Intellectual Property Rights (Book Four) (as amended by Law No. 26 of 2015 and Law No. 144 of 2019), который регулирует защиту товарных знаков, торговых наименований и географических указаний.

После подачи компанией-экспортером заявки на товарный знак в соответствующее ведомство по товарным знакам и уплаты официальных сборов, связанных с обращением к экспертам по товарным знакам Управления по развитию внутренней торговли (Internal trade development authority, ITDA), процесс экспертизы проходит на двух уровнях:

1) формальные экспертизы товарных знаков - экспертизы, которые учитывают нормативные, формальные или документальные аспекты требований к подаче товарных знаков;

2) экспертиза товарных знаков по существу проводится экспертами отдела товарных знаков ITDA.

Получение свидетельства о регистрации товарного знака занимает от года до полутора лет. Срок действия товарного знака составляет 10 лет с даты подачи заявки, то есть владельцу товарного знака не нужно ждать, пока товарный знак будет зарегистрирован в Египте, чтобы получить защиту. Эта защита начинается немедленно после подачи заявки на товарный знак.

Общая официальная пошлина за регистрацию товарного знака. В Египте составляет около 26 долл. США. При этом профессиональные сборы за регистрацию товарного знака в Египте варьируются от 160 до 1500 долл. США.

Россия и Египет: двусторонние отношения

Партнерские связи между Россией и Египтом были установлены ещё в середине XX-го века. Торговые отношения между двумя странами ухудшились в 1990-х годах, но в начале нового века экономические связи неуклонно расширялись. В общей сложности в Египте было создано более 400 российских компаний. Обширная правовая база между странами охватывает вопросы избежания двойного налогообложения, защиты капиталовложений, научно-технического сотрудничества, создания российской промышленной зоны в Египте и т.д.

Действует совместная российско-египетская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также Российско-египетский деловой совет. В 2023 году российско-египетский товарооборот увеличился на 16,4% по сравнению с 2022 годом и составил 7,1 млрд долларов.

Российский экспортный центр (РЭЦ) реализует программу по продвижению отечественной продукции на зарубежные рынки, в том числе в Египет.



[1] https://youssrysaleh.com/ru/2017/12/22/intellectual-property-in-egypt-a-brief-overview/


[2] https://www.ey.com/content/dam/ey-unified-site/ey-com/en-gl/technical/tax-alerts/documents/guidelines-digital-services-other.pdf


[3] https://tradingeconomics.com/egypt/corporate-tax-rate



Аналитика

Похожие статьи

Что ждет ИТ-странников в Аравийской пустыне: новое направление для российских технологий
5 декабря 2024

Что ждет ИТ-странников в Аравийской пустыне: новое направление для российских технологий

5 декабря Центр глобальной ИТ-кооперации организовал вебинар, посвящённый перспективам работы российского ИТ-б...
Центр принял участие в Конгрессе SMART RUSSIA 2024
4 декабря 2024

Центр принял участие в Конгрессе SMART RUSSIA 2024

3 - 4 декабря 2024 г. в г. Москве проходит XI Международный конгресс  SMART RUSSIA 2024. Тема конгресса...
Российские ИТ-компании усиливают присутствие на международной арене: итоги Цифровой миссии в Египте
21 ноября 2024

Российские ИТ-компании усиливают присутствие на международной арене: итоги Цифровой миссии в Египте

С 17 по 20 ноября 2024 года в Каире прошла Цифровая миссия, организованная Центром глобальной ИТ-кооперации пр...

Напишите нам

Если есть вопросы и предложения о сотрудничестве, будем рады ответить вам!