15 декабря 2022

О некоторых аспектах «Декларации о будущем Интернета»

О некоторых аспектах «Декларации о будущем Интернета»

Одним из наиболее острых вопросов, будоражащих умы мирового Интернет-сообщества и рассматривавшийся в рамках состоявшегося недавно Форума ООН по вопросам управления Интернетом (28 ноября - 2 декабря, Аддис-Абеба), стали перспективы претворения в жизнь «Декларации о будущем Интернета». Данный документ подготовлен инициативной группой стран во главе с США в апреле 2022 года и подписан уже более 60 государствами мира. 

Декларация позиционируется как международный документ добровольного характера с потенциально повсеместной имплементацией, отвечающий на вопрос «Как обеспечить, чтобы Интернет оставался открытым, глобальным и совместимым в соответствии с универсальными ценностями и основными правами?» Однако при ближайшем рассмотрении серьезные вопросы и критику вызывают как положения самого документа, так и мотивы его разработки.

В первую очередь обращают на себя внимание приоритетное направление развития – «вокруг позитивной повестки дня для свободного, открытого, глобального, совместимого, надежного и безопасного Интернета». Так, в рамках Форума организаторами семинара на тему Декларации отмечалось ключевое значение «политики и действий в области открытого Интернета, которые важны для укрепления доверия, безопасности, стабильности и интероперабельности Интернета, включая подход, ориентированный на человека. Все это не может быть достигнуто без учета устойчивости экосистемы управления Интернетом, которая зависит от хорошо структурированной координации и консолидации между различными заинтересованными сторонами в целях продвижения позитивного видения будущего Интернета.» Таким образом, выдвигается претензия на универсализм документа и создание координационного аппарата на его основе. 

Однако подобные претензии противоречат тому, что Декларация изначально создавалась с прицелом на экспансию - расширение числа подписантов и формирование условного «блока стран» с правильным представлением о безопасности и надежности Интернета, соответствующих демократической повестке. В частности, авторы документа подчеркивают важность политического аспекта в вопросе переориентации развития Интернета на «трек демократии и защиты прав человека» в некоторых регионах мира. В этом контексте примечательна проактивная позиция спонсоров Декларации в отношении отдельных стран, не входящих в орбиту документа. Так, к его поддержке они пытаются привлечь отдельные страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, не подписавших Декларацию.

Особо стоит отметить тот факт, что в контексте партнерства на базе Декларации рассматривались и отдельные страны БРИКС – Бразилия, Индия и Южноафриканская Республика. При этом Россия и Китай не только не упоминались в числе перспективных партнеров, но даже не были приглашены к многостороннему диалогу в независимом формате. Эти обстоятельства лишний раз указывают на негласное «разделение» развивающихся стран по критерию потенциальной интеграции в новый блок и исполнению нарративов Декларации на перспективные и бесперспективные (failed). Также подобные блоковые инициативы преследуют цель саботировать интеграционные процессы на базе альтернативных документов по управлению цифрового пространства, параллельно укрепляя гегемонию западной парадигмы в этой области международного сотрудничества.

Наконец, следует понимать, что выделение из единого условно «здорового» Интернета, регулируемого Декларацией, отдельных «неблагополучных» стран не в последнюю очередь обусловлено невозможностью капитализации их цифрового пространства. Это связано как колоссальными санкционными потерями, так и с необходимостью выстраивать уже упомянутый равноправный диалог с национальными регуляторами, функционирующими, в глазах авторов проекта, по «недемократическим» принципам. 

Подводя итог, следует признать, что вышеперечисленные факторы не позволяют расценивать «Декларацию о будущем Интернета» как перспективный и универсальный документ, а лишь подчеркивают его ангажированную природу и невозможность послужить фундаментом для формирования по-настоящему общепринятых, «внеблоковых» принципов по поддержанию свободы и безопасности Интернета. Таким образом, любое сотрудничество третьих стран на базе этого документа необходимо оценивать как действия по расширению влияния западной парадигмы управления киберпространством, а со своей стороны предлагать более равноправные, независимые и непредвзятые форматы сотрудничества в данной сфере.



Интернет
Декларации о будущем Интернета
Форум
IGF