8 апреля 2022

О мерах США по укреплению кадрового потенциала для производства полупроводников

О мерах США по укреплению кадрового потенциала  для производства полупроводников

В феврале 2022 года американским Центром безопасности и новых технологий (CSET) подготовлено аналитическое исследование, посвященное вопросам использования высококвалифицированных иностранных работников в производстве полупроводников. Центр глобальной ИТ-кооперации предлагает краткий обзор данного материала и в целом принятых в США мер по программе подготовки специалистов в сфере микроэлектроники.  

В настоящее время в США все большую актуальность приобретает проблема развития отечественной полупроводниковой промышленности. В целях укрепления позиций страны в области исследований, разработок и производства полупроводников, Конгресс США санкционировал ряд программ, известных как Акт о создании полезных стимулов для производства полупроводников (CHIPSAct, также может упоминаться как CHIPS for America Act),  принятых как часть Закона о национальной обороне (NDAA)[1] на 2021 финансовый год (в NDAA также включен Акт по инициативе в области искусственного интеллекта[2]).

Программы в рамках CHIPS Act направлены на восстановление лидерства США в производстве всех типов полупроводников за счет создания стимулов и системного поощрения инвестиций, которые позволят расширить внутренние производственные мощности.

Планы по укреплению отрасли и созданию рабочих мест предусматривают выделение $50 млрд в течение пяти лет для финансирования программ CHIPS Act. Примерно $40 млрд будут направлены на строительство или модернизацию американских мощностей по производству, сборке, испытаниям, усовершенствованной упаковке полупроводников. Еще $10 млрд выделяются для поддержки критических инвестиций в НИОКР и инфраструктуру, чтобы помочь защитить и расширить технологическое лидерство США. 

Эти меры, в частности, включают в себя:

- создание Национального центра полупроводниковых технологий (National Semiconductor Technology Center - NSTC), центра талантов, знаний, оборудования и наборов инструментов, который будет способствовать исследованиям новых материалов, архитектур, процессов, устройств и приложений; важно, что данные центры помогут преодолеть разрыв между государственным и частным секторами на этапах НИОКР и коммерциализации;

- создание в американской экосистеме передовой программы разработки и производства безопасной микроэлектроники, включая интегральные схемы, логические устройства, память, а также методы упаковки и тестирования, которые поддерживают микроэлектронные компоненты;

- создание одного или нескольких производственных институтов США, ориентированных на задачи НИОКР в области полупроводников;

-  увеличение инвестиций и расширение метрологических исследований и разработок Национального института стандартов и технологий (NIST) в поддержку исследований полупроводников и микроэлектроники.

В документе между профильными организациями, федеральными департаментами и агентствами распределены задачи и закреплена соответствующая ответственность за реализацию планов.  

В феврале 2022 года в развитие CHIPS Act Центром безопасности и новых технологий (Center for Security and Emerging Technology - CSET) подготовлено аналитическое исследование «Переоснащение мощностей по производству микросхем требует высококвалифицированных иностранных талантов» (оценка потребностей в трудовых ресурсах для инициатив, предусмотренных в CHIPS Act)[3]. В исследовании автор фокусируется на целях и методах реализации программы, приводит анализ отдельных сегментов рынка труда в отрасли микроэлектроники с учетом выделенного финансирования. Доклад дополняют подробные сведения о вероятных и фактических результатах применения Акта, с отражением статистики занятости и кадровой диверсификации.

Согласно исследованию, документ прежде всего призван компенсировать недостаток профессиональных кадров в промышленности на территории США. Акт предусматривает финансовую поддержку восьми новых предприятий, специализирующихся на полупроводниковой продукции. Это должно в течение ближайших 10 лет привести к созданию приблизительно 27 тыс. рабочих мест, что соответствует 13% от текущего показателя занятости в отрасли. Проблема "кадрового голода" на предприятиях, по мнению автора, будет решаться как путем транзита специалистов из параллельных отраслей, так и посредством привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа. 

Рост занятости будет варьироваться в зависимости от различной специализации в сфере полупроводников: самыми быстрорастущими профессиями будут квалифицированные инженеры и разработчики программного обеспечения, занятость которых вырастет примерно на 19%. Именно в этой категории будут особенно востребованы высококвалифицированные иностранные специалисты. Рост занятости на должностях с более низкой квалификацией за тот же период должен составить примерно 11%.

Планами предусмотрено гарантировать защиту и заработок лояльным США специалистам из Восточной Азии, в первую очередь Тайваня и Южной Кореи. Так, по приблизительным оценкам, для реализации программы потребуется привлечь не менее 3,5 тыс. зарубежных специалистов отрасли (в исследовании делается предположение, что речь может идти и о большем количестве работников). За счет этого США смогут успешно обеспечить кадровый потенциал на перспективу в случае неблагоприятных геополитических изменений (в частности, враждебных действий со стороны КНР или КНДР), а также в ближайшем будущем применить этот ресурс в американской экономике. Отмечается, что залогом успешной реализации CHIPS Act должен стать эффективный и удобный механизм выдачи рабочих виз для зарубежных сотрудников. 

Отдельно подчеркивается необходимость долгосрочных инвестиций в развитие национальной рабочей силы - талантов американского происхождения. Это позволит снизить зависимость от иммигрантов и обеспечить занятость «домашних» специалистов. Предполагается, что опора на свой национальный кадровый резерв простимулирует создание дополнительных мощностей на территории США, а в перспективе - обеспечит полноценный «решоринг» (перепрофилирование и переоснащение) полупроводниковой промышленности.

Тем не менее, отмечается, что каждое из намеченных направлений может иметь неизбежные издержки и сложности, отклоняться от идеальных сценариев. 

В отношении притока специалистов из смежных отраслей: этот путь эффективно решает в основном проблему нехватки низкоквалифицированных кадров и специалистов широкого профиля; профессионалы и эксперты узкой направленности требуют специальной, более углубленной подготовки и опыта работы с полупроводниками. Кроме того, широкопрофильные работники востребованы и в других ключевых отраслях, в этой нише наблюдается активные кадровые перемещения, которые трудно прогнозировать. Так, в отношении к общему числу занятых среди узких квалификаций, наибольший процент занятых в полупроводниковой отрасли составляют сборщики электромеханических устройств (16,4%), технологи (10,6%), а также высококвалифицированные инженеры-электротехники (8,6% от общего числа). Однако, наряду с производством полупроводников, перечисленные категории задействованы и в других весьма чувствительных отраслях американской экономики - аэрокосмическая, навигационная промышленность, оборонный сектор, обслуживание федеральных органов власти. Это затруднит их высвобождение и привлечение на создаваемые предприятия.

В подготовке собственных специалистов (выпускники и аспиранты американских вузов, другие категории научных работников, исследователей и инженеров) также могут возникнуть уязвимые места и сложности. Большинство отраслевых специалистов, проходящих сегодня обучение в США, являются иностранцами (около 70% в программах магистерской подготовки, 55% в программах докторантуры). Это вызывает необходимость обеспечить им комфортный визовый режим, а в перспективе – статус постоянного проживания на территории США, что сопряжено с дополнительными издержками и управленческими мероприятиями. При этом полноценная подготовка чисто национальных кадров, являющихся гражданами США, безусловно потребует  гораздо большего времени и финансов. 

Опыт успешных зарубежных предприятий данного сектора показывает, что необходимо постоянно поддерживать высокий уровень образования и квалификации работников. Например, в 2018 году 49% сотрудников ведущего тайваньского завода TSMC имели степень магистра или выше. Таким образом, эффективное «выращивание» своих специалистов потребует от США расширения программ профессионального образования, повышения их эффективности.  

С учетом вышеперечисленных аргументов, направление, связанное с привлечением под инициативы CHIPS Act опытных специалистов из-за рубежа, представляется наиболее оптимальным и менее затратным. Такой путь может позволить решить проблему наиболее оперативно, что в свою очередь придаст общую динамику реализации проектов. 

В исследовании приводятся аргументы в пользу принятия продуманного комплекса эффективных мер по оптимизации миграционных процессов для притока в микроэлектронику США «новой крови». Так, например, предлагается рационально регулировать количество выдаваемых виз, при необходимости ограничивать это число, чтобы привлекать наиболее ценных и важных для отрасли профессионалов. Для граждан отдельных стран, где сосредоточен наиболее желательный и технически подготовленный контингент, предполагается ввести особые категории виз. 

В документе также звучит тезис о том, что снижению зависимости США от кадровой миграции в будущем могут содействовать программы обучения на рабочем месте, которые будут проводиться с привлечением опытных иностранных специалистов, имеющих большой стаж и практический опыт работы в отрасли. В рамках таких программ и мероприятий недавние американские выпускники смогут приобрести крайне полезные и важные в профессии инженерные знания, услышать практические рекомендации, не прописанные в учебной литературе. 

Все указанные в программе подходы и меры, по мнению автора исследования, должны быть подкреплены долгосрочными инвестициями в расширение потока американских студентов, получающих квалификацию в сфере производства полупроводников. Следует оказывать всяческую финансовую поддержку студентам, уже находящимся в процессе подготовки и одновременно создавать резерв на перспективу. 



[1] William M. (Mac) Thornberry National Defense Authorization Act (NDAA) for Fiscal Year 2021 (Pub. L. No. 116-283), pp. 1456-1473, TITLE XCIX—CREATING HELPFUL INCENTIVES TO PRODUCE SEMI- CONDUCTORS FOR AMERICA, // URL: https://www.congress.gov/116/bills/hr6395/BILLS-116hr6395enr.pdf

[2] NDAA, DIVISION E—NATIONAL ARTIFICIAL INTELLIGENCE INITIATIVE ACT OF 2020, pp. 1136 - 1161

[3] Will Hunt, "Reshoring Chipmaking Capacity Requires High-Skilled Foreign Talent" (Center for Security and Emerging Technology, February 2022). https://doi.org/10.51593/20210065        https://cset.georgetown.edu/publication/reshoring-chipmaking-capacity-requires-high-skilled-foreign-talent/


Интернет
Полупроводники
Кадры