Обнародованные ОЭСР 1 июля 2021 года документы в рамках проекта OECD/G20 Inclusive Framework on BEPS[1] (пресс-релиз и Положение по двум ключевым разделам в ответ на вызовы в сфере налогообложения вследствие цифровизации экономики) вызвали большой интерес и оживление в профессиональном сообществе и на цифровых рынках. Подавляющая часть зарубежных источников освещают новость в положительном ключе и пока не выходят за рамки официальной информации. На данный момент строить выверенные прогнозы на основе еще не завершенного проекта достаточно сложно. Недостающие технические детали плана реализации инициатив будет подготовлены в октябре 2021 года.
Первый базовый Раздел (Pillar 1) Положения включает многонациональные предприятия (MNE) с общим оборотом свыше 20 млрд. евро и рентабельностью свыше 10% (т.е. прибыль до налогообложения/выручка). Порог оборота будет снижен до 10 млрд. евро при условии успешной реализации (определен ряд конкретных условий). Добывающие отрасли и регулируемые финансовые услуги исключены из данного порядка.
В первом Разделе также содержится ряд положений и уточнений, в том числе следующие. Двойное налогообложение прибыли, отнесенной к рыночным юрисдикциям, будет устранено с использованием либо метода освобождения, либо метода зачета налога.
Существующая отдельно организация, лицо или сторона [entity] (или организации, лица, стороны [entities]), подпадающая под налоговые обязательства, будет выбираться из числа тех, которые получают остаточную прибыль.
Второй Раздел (Pillar 2) документа определяет применения правил GloBE[2]. Правила GloBE будут применяться к MNE, которые соответствуют порогу в 750 миллионов евро, определенному в рамках Действия 13 BEPS (отчетность по странам). Страны могут быть освобождены от применения IIR (The income inclusion rule) к MNE со штаб-квартирой в своей стране, даже если они не соответствуют пороговому значению.
Правительственные организации, международные организации, некоммерческие организации, пенсионные фонды или инвестиционные фонды, которые являются конечными материнскими предприятиями (UPE - Ultimate Parent Entities) группы MNE или любые холдинговые механизмы, используемые такими организациями или фондами, не подпадают под действие правил GloBE.
В Разделе 2 отмечается, что минимальная ставка налога, используемая для целей IIR (The income inclusion rule) и UTPR (The Undertaxed Payments rule) составляет не менее 15%.
Очевидно, что при всем положительном намерении разрабатываемых планов в перспективе могут появиться как «выигравшие», так и «проигравшие», поэтому участникам процесса (139 стран) важно предусмотреть и прописать все многочисленные практические нюансы имплементации намеченных шагов.
Как отмечается в Положении, процесс вступления предложения в полную силу займет около 7 лет, при этом документ планируется принять в ближайший год.
Достигнутое в Положении соглашение свидетельствует о стремлении членов IF (Inciusive Framework on BEPS) к созданию надежного глобального минимального налога с ограниченным воздействием на MNE, осуществляющие реальную экономическую деятельность. В нем признается, что существует прямая связь между глобальной минимальной эффективной налоговой ставкой и изъятиями, и содержится обязательство продолжить обсуждение, чтобы принять окончательное решение по этим элементам конструкции в рамках согласованной структуры к октябрю 2021 года. Также будет рассмотрен вопрос об исключении MNE, находящихся на начальном этапе своей международной деятельности, из сферы применения глобального минимального налога.
Ниже приводим лишь некоторые комментарии зарубежных экспертов в отношении перспектив развития проекта.
Глава объединения ИТ-бизнеса «Интернет-ассоциация» Дэн Сноуден (K. Dane Snowden) так прокомментировал инициативу: «Сегодняшнее объявление - важный шаг в цифровую эпоху на пути к созданию единого налога для всех стран взамен национальных законов. Важно, чтобы при принятии инициативы, план ее реализации гарантировал бы, что все страны заменят дискриминационные национальные налоги».
Кардинально противоположно мнение министра финансов Ирландии и главы Еврогруппы Паскаля Донохью (Paschal Donohoe), который заявляет, что Ирландия не намерена присоединяться к мировому соглашению о минимальной налоговой ставке для корпораций, так как изменение ставки с 12,5% до 15%, по его оценкам, будет стоить Ирландии около 2 млрд. евро ежегодно.
Глава же Китайского института предпринимательства Танг Даджи (Tang Dajie), так отметил инициативу: «Эта [инициатива] окажет незначительное влияние на налоговый режим в Китае и не создаст проблем».
Напомним, что в своем обзоре, посвященном мировому опыту в сфере регулирования глобальных цифровых платформ в национальных юрисдикциях, АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» отмечал действующую в настоящее время в Китае ставку 11,9% с оборота интернет-магазинов.